nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

БИДЕРМАЙЕР:
УЮТНЫЙ СТИЛЬ, ПРИЯТНЫЙ ГЛАЗУ


        В первой половине 19 века в Австрии, Германии, Швейцарии, Словении и других странах Центральной и Восточной Европы возникло новое художественное направление, которому позднее искусствоведы дали название бидермайер по имени одного из героев поэта Людвига Эйхродта (Айхродта), которое он поместил в заглавие своих стихов “Biedermaiers Liederlust”. Под именем Готлиба Бидермайера поэт вывел образ сельского учителя из Швабии, простосердечного немецкого обывателя, для которого, собственно и был предназначен художественный стиль, просуществовавший с 1815 по 1848 год. Искусствоведы определяют его, как сочетание элементов позднего классицизма или ампира с некоторыми идеями романтизма, где одновременно сосуществуют мечтательность, стремление к идеалу и определенная доля иронии и мягкого юмора.
        Главным для такого бюргера-буржуа, обладавшего некоторым стабильным достатком и определенными представлениями об искусстве, становится создание комфортной и уютной интимной обстановки. Стены в доме оформляют желтыми, голубыми, розовыми обоями с мелкими цветочками, ставят изящную, но прочную мебель светлых пород дерева, мягкие кресла и диваны, обитые тканями в тон обоев, покупают посуду в стиле Веджвуда (Уэджвуда), изготовленную из «каменной массы». Английский художник-керамист и предприниматель Джозайя Уэджвуд основавший в 1769 году фаянсовую мануфактуру, создал множество вариантов «каменной массы» и изготовлял из них керамику с очень плотным цветным черепком, покрывавшуюся прозрачной или матовой глазурью, а иногда украшенную тонким рельефом.
          Естественно, комнаты в таком жилище украшались живописными полотнами, в которых стиль бидермайер проявился в полной мере. Художники бидермайера предпочитали определенный круг сюжетов, которые нравились их потенциальным заказчикам: это были бытовые сценки из жизни бюргеров или крестьян, сентиментальные или иронические, портреты заказчиков, очень часто семейные портреты, пейзажи, изображения интерьеров, композиции на литературные и сказочные темы. Эти полотна отличали небольшие размеры, тщательность исполнения, внимание к деталям и мягкий колорит.

   
Георг Керстинг. У зеркала      Людвиг Рихтер. Церковь св.Анны в Крупке    Карл Шпицвег. Книжный червь

          Типичными художниками бидермайера можно считать немцев Георга Фридриха Керстинга, автора жанровых портретов, Людвига Рихтера, прославившегося как мастер сентиментальных жанровых сцен, Карла Шпицвега, Иоганна Петера Хазенклевера, австрийцев Морица фон Швинда, работавшего в жанре идиллического пейзажа, Фердинанда Георга Вальдмюллера, знаменитого портретиста, и многих других художников этого времени.

   
Мориц фон Швинд. Русалки   Иоганн Хазенклевер. Урок в народной школе   Георг Вальдмюллер.Семейный
поят оленя                                                                                                                      портрет


          Определенные черты бидермайера проявились и в некоторых полотнах русских художников второй четверти 19 века, например у Ивана Макарова или у Сергей Зарянко. Бидермайер вообще очень нравился русским коллекционерам, и работы художников этого стиля часто попадали в Россию, украшали усадьбы, а позднее, уже после революции перекочевали на стены провинциальных художественных музеев.

                     
  Иван Макаров. Детский портрет                      Сергей Зарянко. Портрет дочери Наташи


          Бидермайер в отечественном искусствоведении было принято оценивать несколько скептически, поскольку художники этого направления не стремились показать проблемы
общества, для которого работали, их не интересовали реальные крестьяне, драматические ситуации, промышленные пейзажи, трагедии и грязь. Художники выполняли заказ определенной части общества, где люди создавали для себя интимный и уютный собственный мир, в котором было легко существовать, приятно укрыться от всех проблем и забот, мир, который включал, прежде всего, членов одной семьи, их друзей и соседей, людей одного круга.
        Возможно, именно поэтому картины художников бидермайера, а также предметы быта, мебель, посуда, декоративные элементы этого времени привлекают сейчас столько внимания и так нравятся многим посетителям музеев и коллекционерам.
 
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Виктор Васнецов. Каменный век. Пиршество. Эскиз росписи зала Исторического музея в Москве В ранней юности Кузьма Петров-Водкин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments