Почему-то большая часть страшилок из искусства эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относится к первым векам христианства, хотя вообще-то если покопаться в истории любой страны можно найти массу кошмарных историй о том, как изощренно люди друг друга уничтожали, причем иногда даже не в корыстных целях (что, в принципе, понятно), а во имя неких идей, самых разнообразных.
Генриха Семирадского в советском искусствоведении не слишком жаловали, а в постсоветском не особенно замечали: смущало и дворянское происхождение с польскими корнями, и явная приверженность академизму и тематика искусства, катастрофически далекая от современных ему социальных реалий, ведь его современниками были передвижники, яростно насаждавшие так называемый «критический реализм» в искусстве.
Семирадский писал картины из жизни античной Греции и Древнего Рима, в Риме он и прожил большую часть своей творческой жизни. Он был обласкан властью, и его гонорары позволили ему даже построить в Вечном городе виллу в обожаемом им античном стиле.
Сейчас мнение специалистов по поводу творчества Генриха Семирадского начинает меняться. Искусствоведы отмечают потрясающий уровень пейзажей в его картинах и совершенно гениальную способность передавать воздушную среду художественными средствами. Некоторые робкие голоса даже записали Семирадского в предтечи импрессионизма в русском искусстве. Картина «Светочи христианства» считается главным произведением художника. Он написал ее в Риме в 1876 году, и ее первый показ стал значительным культурным событием европейского масштаба, о котором даже писали в газетах. Позднее художник подарил свой шедевр Краковскому музею, что подтверждает тот факт, что Семирадский никогда до конца не был интегрирован в русское искусство, полагая себя именно польским и европейским художником.
Сюжет полотна восходит к «Анналам» Тацита, где достаточно подробно рассказывается о гонениях на христиан в эпоху императора Нерона. Любопытно, что примерно через двадцать лет польская литература обогатилась знаменитым романом Генриха Сенкевича «Камо грядеши». Очень может быть, что именно «Светочи христинаства» Семирадского в какой-то мере пробудила фантазию Сенкевича. Известно, что в конце 1870-х годов писатель бывал в Риме и вполне мог общаться там с земляком Семирадским и видеть его картины.
Картина Семирадского имеет грандиозные размеры: примерно 4 на 7 метров, на ней изображены несколько десятков персонажей, причем каждому, начиная от Нерона, и заканчивая самым последним рабом-нубийцем, дана индивидуальная характеристика. Ясно, что это невероятная по масштабам и сложности работа.
Конечно, по сути содержание полотна абсолютно прямолинейно и хрестоматийно: Нерону и его развращенной свите противостоят несколько христиан разного возраста пола и, вероятно, социального положения (но все с просветленными лицами), которых без всяких доказательств обвинили в поджоге Рима и приговорили к сожжению. Отсюда и светочи – их всех привязали к столбам и сожгли. Ужас, конечно, но в императорском Риме самые изощренные казни были частым явлением и, вообще, считались обычным развлечением для всех категорий горожан, начиная с патрициев и, кончая рабами. Видимо интерес ко всевозможным ужасам вообще заложен в человеческой природе, где-то глубоко внутри мы все немного садисты, а еще нас возбуждает кошмары, которые случаются к другими, а мы испытываем настоящий кайф от того, что все это произошло не с нами.
И чем мы в таком случае отличаемся от древних римлян эпохи Нерона?