nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ДИНАСТИИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ:
ОТЦЫ И ДЕТИ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ…

        В средние века, когда живопись в общественном сознании приравнивалась к ремеслу, династии художников были обычным явлением. Как любое ремесло, умение расписывать церкви или рисовать образы святых для богатых заказчиков передавалось по наследству от отца к сыну или к племяннику или, если с наследниками мужского пола в семье было туго, то к зятю или, в крайнем случае, к пришлому подмастерью.
          Так, семейной артелью работали, например, Дионисий (1430/40-е – около 1508) и его сыновья, исполнившие в 1500-1502 годах фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
          Но времена меняются. Сначала в Европе, затем и в России создаются учебные заведения, где художественное образование получают не продолжатели семейных традиций, те, кто обладает талантом и страстным желанием рисовать. Однако иногда художественные династии все же складываются. В этом нет ничего удивительного, если в семье царит атмосфера творчества, а все разговоры и вообще вся жизнь вращается вокруг проблем искусства.

                             
Иван Никитин. Портрет Сергея Строганова       Роман Никитин. Портрет Григория Строганова

          Возможной первой из подобных художественных династий, сложившейся еще в петровское время стали братья Никитины, Иван (ок.1680 – после 1742) и Роман (1691 – 1753). Они были сыновьями священника, служившего в одной из московских придворных церквей, по велению Петра были отправления на стажировку за границу, где провели несколько лет, приобщаясь к европейским художественным традициям, а во времена царствования Анны Иоанновны, приняли участие в одном из заговоров, были осуждены и сосланы в Тобольск. Фактически, они прожили одну жизнь на двоих. Роман пережил брата на десять лет. Он смог вернуться из ссылки и еще некоторое время работал как портретист. Обидно, что не смог вернуться Иван, поскольку все исследователи сходятся во мнении, что он был гораздо талантливее брата.

                           
                           Иван Аргунов                                               Николай Аргунов

          Также можно считать династией и семью крепостных художников Аргуновых, принадлежавших графам Шереметьевым. Художниками были двоюродные братья Федор Леонтьевич (1716 – 1754) и Иван Петрович (1727 – 1802), а также сыновья Ивана Петровича Николай Иванович (1771 – после 1829) и Яков Иванович (1784 – после 1830). В основном, все они исполняли портреты, хотя Яков Аргунов работал и как иллюстратор изданий по истории.

                 
         Семен Щедрин                                 Феодосий Щедрин                         Сильвестр Щедрин

          Братья Семен Федорович (1705 – 1804) и Феодосий Федорович (1751 – 1825) Щедрины оба были профессорами Академии художеств, причем Феодосий преподавал скульптуру, а Семен – пейзаж. Интересно, что сын Феодосия, знаменитый Сильвестр Щедрин (1791 – 1830) предпочел пойти по стопам дяди, и также стал пейзажистом, одним из лучших мастеров романтического пейзажа в России первой половины 19 века.

    
                      Карл Брюллов                                           Александр Брюллов                            Павел Брюллов

          Сознательно избрал для своих сыновей художественную карьеру эмигрант из Франции, преподававший в Академии художеств, Павел Иванович Брюлло (1760 – 1833), его дети прославили русское искусство уже под фамилией Брюлловы: Федор (1795 – 1869), Александр (1798 – 1877), Иван (1814 – 1834) и, конечно, великий Карл (1799 – 1852) стали художниками. К третьему поколению художников Брюлловых относится сын Александра, Павел (1840 – 1914), пейзажист и портретист (хотя и учившийся на отделении архитектуры), участник Товарищества передвижных художественных выставок.

                     
                            Андрей Иванов                                            Александр Иванов

          Свои имена в историю русского искусства вписали отец и сын Ивановы, профессор Академии художеств, мастер исторического жанра, Андрей Иванович (1775 – 1848) и Александр Андреевич (1806 – 1858), автор грандиозного полотна «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу»). К династии Ивановых принадлежал и младший сын Андрея Ивановича, Сергей (1822 – 1877), ставший архитектором и известным рисовальщиком, автором многочисленных акварельных пейзажей и портретов.

                                                                 
                                                                    Егор Иванович Маковский


Александра Маковская        Константин Маковский     Владимир Маковский          Николай Маковский

                                                 
                                                Елена Лукш-Маковская      Александр Маковский
        
           Одной из самых примечательных по количеству представителей мира искусства была династия Маковских. Глава семьи, Егор Иванович Маковский, профессиональным художником не был, но он был большим любителем искусства, брал уроки живописи и игры на гитаре, собрал прекрасную коллекцию живописи и был одним из инициаторов создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Зато художниками стали его сыновья, братья Константин Егорович (1839 – 1915), Владимир Егорович (1846 – 1920), Николай Егорович (1842 – 1886), их сестра Александра Егоровна (1837 – 1915), а также представители следующего поколения, сын Владимира Александр (1869 – 1924) и дочь Константина Елена (в замужестве Лукш) (1878 – 1967). Любопытно, что двое самых известных представителей династии Маковских Владимир и Константин работали в совершенно разных художественных направлениях. Владимир был известным передвижником, а Константин – не менее известным академистом, который исполнял заказы даже для императорской семьи и имел звание придворного художника.

                                         
                                    Василий Поленов                                                    Елена Поленова

          Занимались живописью брат и сестра Василий (1844 – 1927) и Елена (1850 – 1898) Поленовы, причем они оба интересовались русскими народными традициями в искусстве и принадлежали к Абрамцевскому кружку, созданному известным меценатом Саввой Мамонтовым.

                                 
                Виктор Васнецов                                                         Аполлинарий Васнецов

          Художниками стали двое братьев из семьи деревенского священника Васнецова. Сначала художественное образование получил Виктор Михайлович (1848 – 1926), а затем по его стопам пошел его младший брат Аполлинарий Михайлович (1856 – 1933). Причем интересно, что оба они вдохновлялись в своем творчестве русской историей, но воплощали образы прошлого совершенно по-разному: Виктор писал свои фантазии на тему сказочной или былинной Руси, а Аполлинарий с документальной точностью восстанавливал реалии русского 16 и 17 веков.

                                                           
                                                          Николай Леонтьевич Бенуа

 
Альберт Бенуа          Леонтий Бенуа                             Александр Бенуа                            Александр Конский  

          Целую плеяду выдающихся художников, скульпторов, архитекторов дала России семья Бенуа: архитектор Николай Леонтьевич Бенуа (1813 – 1898); его сыновья Леонтий (1856 - 1928), также архитектор, Александр (1870 – 1960) и Альберт (1852 – 1936), оба художники; его племянник Александр Конский (1852 – 1928), талантливый пейзажист-самоучка.

                                                         
                                                        Евгений Александрович Лансере

            
          Евгений Лансере                           Николай Лансере                  Зинаида Серебрякова

          Тоже можно сказать и о художественном семействе Лансере, где Евгений Александрович Лансере (1848 – 1886), знаменитый скульптор-анималист, стал отцом архитектора Николая Лансере (1879 – 1942), художников Евгения (1875 – 1946) и Зинаиды (в замужестве Серебряковой) (1885 – 1967).

   
      Сергей Коровин                             Константин Коровин                    Павел и Александр Корины

          Можно считать своего рода династией братьев Коровиных, Сергея Алексеевича (1858 – 1908) и Константина Алексеевича (1861 – 1939). Из Палеха, из среды иконописцев, происходила целая династия художников Кориных, самым известным из которых стал знаменитый портретист Павел Дмитриевич Корин (1892 – 1967).

         
             Исаак и Лидия Бродские                                                                         Айдан Салахова

          В советском искусстве династии художников как-то особо не складывались. Хотя можно назвать, например, певцов соцреализма отца и дочь Исаака и Лидию Бродских, пейзажистов отца и сына Николая и Михаила Ромадиных, или представителей андеграунда отца и сына Оскара и Александра Рабиных, кстати, в последнем случае художницей была и супруга Оскара Рабина и, соответственно, мать Александра Рабина, Валентина Кропивницкая. Художницей стала дочь знаменитого азербайджанского живописца Тахира Салахова Айгуль, а сын Ильи Глазунова фактически унаследовал Академию своего отца.
          Конечно, ребенку, с рождения знакомому с художественной средой, бывает гораздо проще на первом этапе своего становления как художника. Знакомства, связи, известность его родителей проложат ему прямую дорогу в художественный вуз. Но вот что будет потом, достигнет ли отпрыск известной фамилии высот своих предков, сможет ли их превзойти, или всю жизнь будет паразитировать на имени отца или матери, никому не известно. И поговорка «на детях природа отдыхает», появилась не на пустом месте…
 
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments