
Часть 1:https://nikonova-alina.livejournal.com/160530.html
Часть 2.
По-настоящему свой путь в искусстве Врубель начал прокладывать с середины 1880-х годов. В 1884 году он оставил Академию, вероятно сочтя, что все, что можно было получить от академического обучения, он уже получил, и отправился в Киев. Его педагог, Павел Чистяков, порекомендовал его известному искусствоведу Адриану Прахову для работы над реставрацией росписей

Врубель изучал в Киеве византийскую иконопись, мозаику и стенопись, работал не только в Кирилловском, но позднее и во Владимирском соборе, пытался каким-то образом осовременить византийскую эстетику, соединив ее со стилистикой венецианской живописи эпохи Возрождения, которой он увлекся, побывав немногим ранее в Италии. Все это дало мощный толчок его дальнейшим творческим поискам. Но, возможно, что эта напряженная работа послужила также и причиной резкого ухудшения его самочувствия. Тот же Прахов в своих воспоминаниях писал:

Как видно из этого отрывка, Врубель спасался от мигрени вполне традиционными, практически народными способами. Болезнь эта, конечно, доставляет существенные страдания, но вряд ли может повлиять на психику. Но у Врубеля были и другие проблемы, связанные с его творческим напряжением, вероятно чрезмерным для его физического состояния. Тот же Прахов писал со слов еще одного киевского знакомого Врубеля, профессора Иванова, следующее:
«…Последний год его <Врубеля> пребывания в Киеве был плодотворным и важным по новым его достижениям в искусстве. Но, как и прежде, одновременно с расцветом творческих сил и как будто оттого еще напряженное и ярче проявлялось в нем тогда влечение к вину и чувственному разгулу, которое он в шутку называл своим «гомеризмом»».
Многие из его знакомых сообщали в своих воспоминаниях и о

«…В 1886-1888 годах у него возникли более глубокие аффективные расстройства, прежде всего депрессии, которые до этого времени в такой форме отсутствовали. Депрессия, возникшая в 1886 году, продолжалась не менее полугода. В этот период Врубель впервые потерял способность писать…»
Примерно к этому же периоду, скорее всего, относятся и попытки Врубеля заглушить душевную боль физическими страданиями. Белые полосы шрамов от порезов на груди Михаила заметил Константин Коровин, когда они однажды вместе купались в пруду. В ответ на деликатно заданный вопрос, Врубель объяснил:

«Да, это шрамы. Я резал себя… Я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались…»
Видимо, это все-таки действительно не были попытки суицида, но даже для сверхэксцентричного художника подобное объяснение желания причинить себе боль кажется чрезмерно странным и надуманным. Кто была эта несостоявшаяся любовь Михаила Врубеля доподлинно неизвестно. Но, скорее всего, эта история случилась как раз во время киевского периода жизни художника, поскольку с Коровиным он

Есть версия, что эту свою несостоявшуюся любовь Михаил изобразил на одной из самых известных своих работ «Гадалка» (1895). На картине изображена женщина, приехавшая в Киев из Сибири, и остановившаяся в той же гостинице, где квартировал и сам художник. Врубель намекал в разговорах с друзьями о том, что с героиней «Гадалки» у него были какие-то отношения. Портрет этот был написал спустя несколько лет после отъезда художника из Киева, и это возможно, значит, что память о той любовной истории Врубель хранил достаточно долго.

В Киеве помимо эскизов для росписей, он написал довольно любопытный портрет «Девочка на фоне персидского ковра» (1885). Между прочим, эту картину можно считать существенной вехой в творческом пути художника, поскольку здесь для того, чтобы создать особую мистическую атмосферу, наполненную тайной, он использует определенные приемы, на которые будет опираться и в дальнейшем. Это дробление цветовых плоскостей, мозаичность, декоративизм и даже некоторая плоскостность изображения, то, что сам художник называл «орнаментистикой». В определенном смысле «девочку» можно считать прямой предшественницей «Гадалки».

Впрочем, вполне возможно, что причина отстранения Врубеля от работы в соборе заключалась не только в необычном художественном языке его произведений, не принятом официальными церковными властями, заказчиками работ. Работа в соборе помимо всего прочего

Вот еще одно свидетельство его знакомого того же, киевского периода жизни художника: «…<Врубель> был человек увлекающийся и в своих увлечениях терявший меру…Неуравновешенностью Врубель отличался почти всегда. Он то с необычайным напряжением работал, поражая быстротой и неутомимостью, то впадал в прострацию, целыми днями ничего не делал…»
Продолжение следует…