nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Часть 1.https://nikonova-alina.livejournal.com/160530.html
Часть 2.https://nikonova-alina.livejournal.com/161269.html

Часть 3.

        Московский период жизни Михаила Врубеля начался с 1890 года, и был ознаменован, согласно традиционным искусствоведческим описаниям, величайшими творческими победами и признанием, обретением счастья в семейной жизни, достатка и стабильности. Но и психические проблемы как никогда остро давали о себе знать и в это счастливое и благополучное время. Именно в 1890-е годы Врубель создал свои самые известные, самые удачные, в некотором смысле даже великие и знаковые полотна. И в это же время его такой хрупкий и нестабильный внутренний мир начинает давать одну трещину за другой.
        В Москву Врубель приехал в некотором смысле вынужденно. Его отец, в 1889 году переведенный по службе из Харькова в Казань, тяжело заболел, Михаил срочно поехал его навестить, а затем решил заехать в Москву к друзьям, и в итоге задержался здесь почти на 15 лет. Первой картиной московского периода, которую он представил публике, был знаменитый «Демон сидящий». Полотно было навеяно богоборческими мотивами из поэмы Лермонтова, но также и парадоксальным образом перекликалась с изысканиями художника в области иконописи, которые он начал еще в Киеве.
        Картина писалась в студии Саввы Мамонтова, поскольку Врубель обосновался в доме этого известного мецената. «Демон» вызвал одновременно и фурор и скандал, как это вообще часто бывало с произведениями Врубеля, был объявлен «символом нашего времени» (по выражению Блока), а многие из современников Врубеля однозначно признали его выразителем духа эпохи. К всеобщему восхищению прибавилось и соответствующее материальное подкрепление. Его картины вообще покупали самые состоятельные и прогрессивные российские меценаты.
        Но параллельно с жизненными и творческими успехами, начинаются проблемы со здоровьем. Становятся более частыми и интенсивными мигрени, которые Врубель пытается (без особого успеха) глушить лошадиными дозами фенацетина. Усугубляется и его пристрастие к алкоголю, причем Врубель начинает пить и в одиночку, и в случайных компаниях. Специалисты упоминают о «дисфорических формах опьянения», которые появляются у Врубеля в это время. Усугубляются и его депрессии, причем в 1894 году Савва Мамонтов даже оплатил его поездку за границу, чтобы художник мог немного развеяться (формально Врубель должен был присматривать за его сыном, который проходит лечение в Италии)
        Согласно отчетам его лечащих врачей, в 1892 году Врубель заболевает сифилисом, так что, скорее всего для него было характерно не только употребление горячительных напитков в случайных компаниях, но и поиск развлечений иного плана также в обществе случайных знакомых.
        Врубель вообще отличался влюбчивостью. Во время его пребывания в Киеве он успел пережить не только странный неоконченный роман с его соседкой по гостинице, но и влюбился в супругу своего покровителя, Адриана Прахова, добропорядочную мать большого семейства. Врубель даже сделал ей предложение, совершенно проигнорировав тот факт, что дама была замужем и явно не собиралась расставаться с мужем. Даже его переезд в Москву по свидетельству близких знакомых объяснялся его влюбленностью в некую цирковую наездницу.
        Возможно, его романтическая неудовлетворенность нашла свое выражение в знаменитом панно «Принцесса Грёза», выполненном для оформления павильона Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде. Правда, «Принцесса Грёза» и вторая композиция, «Микула Селянинович», были отвергнуты приемной комиссией Академии художеств, но заказчик, Савва Мамонтов, все-таки показал их публике, в альтернативном павильоне, построенном на собственные средства.
        Но в 1896 году Врубель все-таки женился. Его избранницей стала певица мамонтовской опер Надежда Забела. Увидел он ее впервые в роли Гретель в опере Гумпердинка «Гензель и Гретель», весьма популярной в соответствующую эпоху. Врубель волей случая (вместо заболевшего Константина Коровина) был приглашен для работы над декорациями для спектакля. Врубель и влюбился, и был вдохновлен (нормальное состояние для художника). Эта его влюбленность дала нам множество блестящих портретов Забелы и «Царевну-Лебедь».
        Вероятно, он был счастлив, по крайней мере в первое время после женитьбы. Но, тем не менее, к началу 1900-х годов мир его художественного восприятия становится слишком странным и причудливым даже для художника-символиста. Зрительные образы начинают рассыпаться на отдельные  цветовые пятна, еще довольно гармонично сочетающиеся, и в целом, составляющие целое, но подобная тенденция уже кажется достаточно симптоматичной.
       В 1900 году Врубель пишет картину «Сирень». Известно, что писалась она на хуторе Николая Ге (Забела была его племянницей), где Врубель побывал в мае 1900 года, что его там поразили заросли цветущей сирени. Но цветущий куст на его полотне как будто составлен из фрагментов мозаики. Специалисты обычно видят в общей тональности полотна некий мистицизм или предвестие культуры декаданса. Но очень похоже на то, что Врубель реально видит окружающий мир распадающимся на отдельные фрагменты, и вряд ли это ощущение доставляет ему удовольствие. Девушка в черном, которая, кажется, является органической составляющей мистического куста сирени, его дриадой, Врубель называл Наташей, и пояснял зрителям, что она воплощает душу сирени. Был ли у нее реальный прототип, не очень понятно, во всяком случае, на Забелу она не очень похожа.
        В суждениях, подобных разглагольствованиям о душе цветущей сирени, исходящих из уст художника, да еще и символиста, конечно, сложно отделить болезнь от творческого кредо. Но некоторые факты, связанные с этим периодом жизни Врубеля, свидетельствуют о том, что он уже был на пути к сумасшествию.
        Современники утверждали, что после женитьбы в 1896 году Врубель «…задумывается о своей судьбе и с друзьями говорит о том, что его ждет впереди ужасная будущность. Волнение усиливается в 1900 году. Делается тревожным, нервным…». Есть мнение, что его болезнь началась уже в 1898 году «неврастеническим» периодом.
        Еще одной странностью художника, которую можно было бы отчасти списать на его артистический темперамент, было его более чем небрежное отношение к деньгам. Получив весьма солидный гонорар в несколько тысяч рублей, он мог за вечер прокутить его со случайными знакомыми, да еще и влезть в долги. Есть рассказы его друзей, о том, как он буквально выпрашивал у них деньги под выдуманными предлогами, ссылаясь на какие-то безвыходные ситуации, а потом тут же тратил их на какую-то сиюминутную прихоть. И при этом совершенно не осознавал, что поступает по крайней мере некрасиво.
        Примерно в то же время, с середины 1890-х годов, его знакомые стали замечать, что у Врубеля меняется характер. Он стал гораздо более безаппеляционен в суждениях, особенно касающихся искусства, свое мнение считал единственно верным, а взгляды своих друзей и коллег ни в грош не ставил. Он стал чрезмерно высокомерным, заносчивым и самолюбивым. Особенно обижала его близких переменчивость в дружбе и привязанностях, сам он называл это «флюгероватостью».
        Но все-таки до определенного момента он еще мог держаться в тех рамках, которые определяют человеческую нормальность, поддерживать отношения с окружающими хотя бы на уровне относительной вежливости, и вести по крайней мере понятный образ жизни.

Продолжение следует…
Tags: истории, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 03:07: МЕНТАЛИСТ И ПРОБЛЕМЫ РЕНЕССАНСНОГО ПОРТРЕТА https://t.co/fZmPbHVAh4 Пт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Чт, 03:05: МЕНТАЛИСТ И ПРОБЛЕМЫ РЕНЕССАНСНОГО ПОРТРЕТА https://t.co/Pp1caDJXdw Чт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Ср, 03:05: АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА И ТАЙНА ФЛАМАНДЦЕВ https://t.co/BSH9L9jKbw Ср, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments