nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ХУДОЖНИК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ:
СТРАННАЯ ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРА БОРИСОВА

        В истории искусства случались ситуации, когда художники становились преступниками – ворами, мошенниками и даже убийцами, бывали и противоположные сюжеты, когда сами живописцы оказывались жертвами самых разных преступлений. Но история, которая случилась с русским художником Александром Борисовым в конце 19 века, может показаться уникальной и какой-то совершенно литературной.
        Сразу скажу, что этот эпизод описывается в самых разных источниках, связанных с историей отечественной криминалистики, и представляется там как вполне реальный. Однако у меня есть некоторые сомнения в его подлинности. Хотя художник Александр Алексеевич Борисов, который является главным участником этой истории, был вполне реальным историческим лицом.
        Эта история началась с того, что на рубеже 1880-х-1890-х годов (более точную дату источники не указывают) в Санкт-Петербурге произошло зверское убийство десятилетней девочки. Труп был найден в одной из ночлежек, на чердаке. Девочка была задушена и изнасилована. Скорее всего, ребенок происходил из неблагополучной среды, вероятно девочка обитала где-то поблизости, и кто-то воспользовался ее беззащитностью, а возможно, предложил немного заработать, заманил на чердак и совершил там свое ужасное деяние.
        Преступления такого рода были в те времена довольно редкими, полиция работала честно, но никаких подвижек в деле не было. Запахло неприятностями, которые могли происходить с самого высокого уровня, тем более что обо всех самых примечательных криминальных происшествиях регулярно докладывали императору.
        И вот один из сыщиков случайно забрел на художественную выставку. История не сохранила причин этого поступка, может он просто хотел как-то отвлечься от текущих забот, а может, и правда был любителем живописи. И вот на одной из картин он обнаружил знакомый интерьер полузаброшенного чердака, тело убитого ребенка и страшного горбуна, который, судя по всему, и совершил преступление, а теперь старался покинуть это место незамеченным.
        Сыщик поинтересовался именем автора полотна, и оказалось, что это некий художник Борисов, выпускник Академии художеств, человек вполне благонадежный и уважаемый в своей среде.
        Путь Александра Борисова в искусство также заслуживает отдельного рассказа. Он происходил из крестьянской семьи, в 15 лет пришел с Соловецкий монастырь, где сначала работал как рыбак. Позднее он начал интересоваться иконописью, и его взяли учеником в иконописную мастерскую. Архимандрит монастыря однажды увидел его рисунки, и увез в главную обитель Соловков. Там Борисов стал послушников и продолжал совершенствоваться в рисовании и иконописи.
        Соловецкую обитель часто посещали высокопоставленные гости, и вот однажды на работы талантливого послушника обратили внимание великий князь Владимир Александрович, который был в то время президентом Академии художеств, и генерал А.А.Боголюбов, большой любитель искусства и меценат. Их стараниями Борисову была выделена специальная стипендия, и он отправился учиться в Петербург. В то время, когда произошла эта криминальная история, он уже заканчивал свое обучение в Академии.
        Полицейские разыскали художника, разумеется, им сразу стало ясно, что Борисов не имеет никакого отношения к делу, но все же он признался, что поддавшись естественному человеческому любопытству, побывал на месте громкого происшествия. То, что художник увидел там, где было совершено преступление, так его потрясло, что он схватился за карандаш, сделал несколько набросков, а потом перенес свои впечатления на холст. Полицейские поинтересовались, откуда взялся образ страшного горбуна-убийцы, а художник только пожал плечами и объяснил, что для его творческого замысла было необходимо изобразить и преступника. Подбирая подходящий типаж, он начал посещать всевозможные питейные заведения, чтобы найти лицо среди завсегдатаев. И вот однажды он увидел крайне неприятного типа, который к тому же имел еще и приметный физический недостаток.
        Борисов попытался уговорить этого человека позировать, но тот не пожелал даже выслушать художника и буквально сбежал из кабака. Художник попытался найти какого-нибудь другого натурщика, но столкнулся с тем, что никакой другой человек ему не подходит. Тогда он воссоздал черты горбуна по памяти и включил его в картину.
        Полицейские, руководствуясь, вероятно, в большей степени интуицией, нежели логикой, решили
разыскать несостоявшегося натурщика и поговорить с ним, ведь никаких зацепок, кроме странного поведения человека, который отказался просто так заработать несколько рублей, у них не было. В итоге, горбуна они нашли, а когда начали расспрашивать, тот внезапно во всем признался. Это на самом деле он заманил несчастную девочку на чердак и, сотворив над ней насилие, задушил, чтобы она не смогла пожаловаться.
        История эта, таким образом, представляется феноменом из области паранормального. Художник, силой своей необыкновенной творческой интуиции почувствовал присутствие убийцы на месте преступления, и смог узнать его среди множества случайных людей. Преступник и сам почувствовал некую особую силу духа художника, потому и отказался иметь с ним дело.
        В современном мире мы любим такие мистические совпадения, и многие такие истории могут быть хотя бы отчасти подтверждены документально. Вот только история художника Борисова подтверждений не имеет. Пресловутая картина не сохранилась, документы, касающиеся расследования, вероятно, тоже отсутствуют, поскольку ссылок на них авторы, описывающие эту историю, никогда не дают.
        Есть еще одно сомнение, на сей раз искусствоведческого порядка. Художник Александр Борисов был пейзажистом, вообще живописцы очень рано избирают свою специализацию, и универсалов среди них очень мало. Борисов, причем, как уроженец русского севера, более всего любил писать свои родные края, а позднее стал одним из первых художников, запечатлевших русскую Арктику. Его стихией были снега, ледяные бескрайние пустыни, северные морские и речные виды, густые северные леса. В 1894 году, например, еще будучи студентом Академии, он сопровождал С.Ю.Витте в поездке по Северу на пароходе «Ломоносов».  Так что представить, что этот певец русского севера, который и живя в Петербурге находил подходящие пейзажи, вдруг резко сменил свою специализацию, и увлекся интерьерной живописью с криминальной подоплекой, просто невозможно.
        Возможно, Александру Борисову ошибочно приписали авторство этого полотна, и картину написал кто-то другой. Но доказательств этого также нет, и история остается настоящей загадкой.
Tags: истории, криминал, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments