nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИМЕНЕМ КОРОЛЯ:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ

        Каждый французский король, начиная, вероятно, с Франциска I, а, возможно еще с Людовика XII, старался прославиться не только военными подвигами и любовными авантюрами. В начале 16 века Франция участвовала в нескольких итальянских походах, с чего, можно сказать, начинается приобщение французов к цивилизации.
          Это сейчас для нас Франция – эталон в области умения красиво жить, а французская кухня, французская мода, искусство, архитектура – образец для подражания. А до начала 16 века Франция мало отличалась от остального средневекового мира, с его запущенными холодными замками, где не имели понятия о столовой посуде, слуги спали вповалку с собаками, а повара готовили пищу прямо в закопченных господских каминах. Между прочим, даже жизнь в королевских дворцах была, мягко говоря, не особенно комфортной.


Замок Ланже. Франция. Х-нач.ХVI в.                 Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано. Италия. кон.XV-нач.XVI вв.                                  
          Реалии итальянского быта оказалась для французов открытием. И после итальянских походов во Францию начали приглашать итальянских поваров и парфюмеров, портных и художников, скульпторов, архитекторов и ювелиров, то есть всех тех, кто умел создавать красоту и вносить ее в обыденную жизнь. Так что развитие стиля Ренессанс во Франции совпало с правлением Франциска I и, соответственно стало называться стилем Франциска I.

             
                Франциск I                                                                         замок Шамбор

          В дальнейшем получилось так, что приход к власти каждого нового французского короля знаменовал собой появление определенных новшеств в художественном стиле эпохи. Стили Генриха II, Карла IX, Генриха III еще не очень различаются между собой, поскольку в это время во Франции еще продолжается развитие тех художественных традиций, которые были заложены в эпоху Франциска I.

       
             Генрих II                                     Лувр. Часовой павильон                            Генрих III

          Но уже стили Генриха IV и Людовика XIII привносят в искусство Франции нечто новое.

    
      Генрих IV                                  Люксембургский дворец в Париже                                   Людовик  XIII

       
          А стиль Людовика XIV вообще становится ведущим художественным направлением второй половины 17 века. Его еще называют барочным классицизмом, поскольку использование четких форм архитектурного ордера здесь сочетается с барочной пышностью и размахом. Стиль Людовика XIV – это, прежде всего, Версаль, дворцовый комплекс в сочетании с регулярным садово-парковым ансамблем, а также и весь уклад дворцовой жизни с его пышным церемониалом, балами, маскарадами и театрализованными празднествами, где зачастую принимал участие сам Король-Солнце.


           
    Филипп Орлеканский                       Отель Эвре (ныне Елисейский дворец)

          Начало 18 века – это стиль Регентства, такое  название используется, поскольку до совершеннолетия Людовика XV Францией правил регент Филипп Орлеанский, двоюродный дед юного дофина, правнука Людовика XIV. С искусствоведческой точки зрения – это фактически переход от барокко к рококо.

 
         Людовик XV                                                                     Отель Матиньон
       
   Людовик XVI                                                                   Малый Трианон

          Следующий стиль, стиль Людовика XV, который называется еще стилем Помпадур, по имени его основной фаворитки, соответствует стилю рококо, а стиль следующего короля Людовика XVI – это уже классицизм.

             
    Наполеон Бонапарт                                                      Триумфальная арка в Париже

          Далее после революционной неразберихи, когда людям было не до искусства, к власти приходит Наполеон вместе со стилем Империи, то есть ампиром, наиболее масштабной версией классицизма. А потом начинается 19 век, когда правители мельчают, а художественные стили утрачивают цельность и масштаб, становясь художественными течениями.
         
      Наполеон III                                     Париж. Здания эпохи Наполеона III        

           Впрочем, иногда еще говорят о стиле Наполеона III, буржуазном и эклектичном, или об искусстве той или иной французской Республики (кстати, сейчас во Франции продолжается пятая Республика, художественные формы которой тоже имеют некоторые общие особенности, объединенные идеями постмодернизма).

          Париж. Квартал Дефанс. Вт.пол. ХХ века
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments