
КРАТКИЙ ОБЗОР АНГЛИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Часть 1.
Доктор Уотсон, вероятно, полагал, что разбирается в искусстве гораздо лучше своего друга. И очень может быть, что Холмс был несколько уязвлен этим. Во всяком случае, именно так можно объяснить знаменитую сцену из «Собаки Баскервилей», когда Холмс разглядывает фамильные портреты в галерее Баскервиль-холла. Небрежно заметив, что Уотсон руководствуется чувством соперничества, недооценивая его искусствоведческие познания, Холмс, практически не задумываясь, называет авторов, чьи работы украшают фамильную галерею портретов Баскервиль-холла. Он сразу узнает работы Неллера и Рейнолдса. Причем становится понятно, что он прекрасно знаком с

Годфри Неллер или Кнеллер (1648 – 1723), уроженец Любека, по национальности был немцем, но учился у Фердинанда Бола в Амстердаме. Потом он жил в Венеции, где изучал творчество Тициана и Тинторетто, а в 1674 году объявился в Лондоне. В 17 веке почти все ведущие художники, работавшие в Англии, не были англичанами. Портреты английских королей, аристократов и вообще всех, кто мог оплатить соответствующий заказ, писали фламандец ван Дейк, голландцы Кетель, ван Хонтхорст и Митенс, немцы фон дер Фаэс (о нем речь пойдет ниже) и Неллер.

От короля Карла II Неллер получил титул баронета, а обилие заказов, частных и государственных, предполагало, что художник получал неплохое материальное вознаграждение за свой труд. Можно с уверенностью предположить, что к концу жизни он стал вполне состоятельным и уважаемым человеком. Между прочим, сэр Чарльз Баскервиль тоже был баронетом, и его титул унаследовал сэр Генри; но можно ли сравнить представителя богатейшей аристократической

В галерее Баскервиль-холла висел портрет дамы в голубом шелковом платье кисти Неллера. Подобных изображений в творчестве художника было немало. И, по

Между прочим, Неллер даже написал портрет Петра I, причем с натуры, когда Петр побывал в Европе в составе Великого посольства в 1698 году. Подлинник этого полотна хранится в Хэмптонкортском дворце, а копия – в Эрмитаже.
У Неллера был своего рода двойник, француз Шарль Дагар (д`Агар) (1669 –



Джошуа Рейнолдс родился в Плимптоне, и отец мечтал выучить его на врача. Однако скоро стало ясно, что молодой человек проявляет изрядные способности к рисованию и больше ничем в этой жизни не интересуется. Тогда семья сдалась, и Джошуа послали в Лондон учиться на художника.
В возрасте 18 лет Рейнолдс прибыл в столицу, начал заниматься в мастерской у Т.Гудсона, а несколько лет спустя отправился стажироваться в Италию, которая по-прежнему оставалась Меккой для всех европейских мастеров, не исключая французов и русских. Там он прожил три года с 1749 по 1752.
По возвращении в Англию Рейнолдс очень быстро приобрел репутацию прекрасного портретиста, хотя только портретами не ограничивался, писал композиции на мифологические и исторические темы. Впрочем, искусствоведы, отдавая дань его превосходному дару портретиста, все-таки достаточно критически подходят к другим его работам.
Кроме того, Рейнолдс стал первым президентом только что основанной английской Королевской Академии художеств, имел звание придворного живописца, а еще он был первым, кто предложил проводить в Англии публичные художественные выставки. Искусствоведы почтительно называют его основателем собственно английской школы живописи, для которой характерны глубокие тона и сочность письма.
Судьба одарила его всеми мыслимыми почестями, которые только мог в то время получить

В галерее Баскервиль-холла Холмс указывает своим спутникам доктору Уотсону и сэру Генри Баскервилю на портрет «толстого джентльмена в парике» кисти Рейнолдса. Таковых в творчестве сэра Джошуа было немало, но самым известным из них, вероятно, является портрет Самуэля Джонсона, знаменитого английского критика, лингвиста и эссеиста (между прочим, его имя неразрывно связано с именем Дж.Босуэлла, его друга и биографа, с которым довольно часто Холмс сравнивает

Кроме того, тут же Холмс упоминает и некоего контр-адмирал Баскервиля, служившего в Вест-Индии. Из контекста не очень понятно, кто был автором его портрета. Прямо Холмс об этом не сказал, так что это также мог быть портрет работы Рейнольдса, но, возможно, его авторство принадлежало кому-то другому.
Рейнолдс, тем не менее, писал и контр-адмиралов при полном параде, и прочих высокопоставленных лиц, представляющих Британскую империю. Среди персонажей фамильной портретной галереи Баскервилей упоминался и сэр Вильям Баскервиль, председатель комиссий Палаты общин при Питте. Он был изображен в «синем сюртуке и со свитком в руках». Автора этого портрета Холмс также не назвал, так что Джошуа Рейнолдс мог им быть, но мог и не быть.
Продолжение следует…