nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ БАСКЕРВИЛЬ-ХОЛЛА:
КРАТКИЙ ОБЗОР АНГЛИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ  КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Часть 1.

        Доктор Уотсон, вероятно, полагал, что разбирается в искусстве гораздо лучше своего друга. И очень может быть, что Холмс был несколько уязвлен этим. Во всяком случае, именно так можно объяснить знаменитую сцену из «Собаки Баскервилей», когда Холмс разглядывает фамильные портреты в галерее Баскервиль-холла. Небрежно заметив, что Уотсон руководствуется чувством соперничества, недооценивая его искусствоведческие познания, Холмс, практически не задумываясь, называет авторов, чьи работы украшают фамильную галерею портретов Баскервиль-холла. Он сразу узнает работы Неллера и Рейнолдса. Причем становится понятно, что он прекрасно знаком с творчеством этих, весьма незаурядных представителей английской живописной традиции.
        Годфри Неллер или Кнеллер (1648 – 1723), уроженец Любека, по национальности был немцем, но учился у Фердинанда Бола в Амстердаме. Потом он жил в Венеции, где изучал творчество Тициана и Тинторетто, а в 1674 году объявился в Лондоне. В 17 веке почти все ведущие художники, работавшие в Англии, не были англичанами. Портреты английских королей, аристократов и вообще всех, кто мог оплатить соответствующий заказ, писали фламандец ван Дейк, голландцы Кетель, ван Хонтхорст и Митенс, немцы фон дер Фаэс (о нем речь пойдет ниже) и Неллер.
       В Лондоне Неллер очень быстро стал популярным и модным портретистом. Он работал для королевской семьи и для Двора, а за высшей знатью, естественно, потянулись и прочие заказчики. Обилие клиентуры требовало ускорить процесс выполнения портретов, поэтому сам Неллер писал только головы и очень быстро, а остальное доделывали ученики и подмастерья. Впрочем, в те времена так работали многие ведущие художники, тот же Рубенс, например (причем в подмастерьях у него одно время ходил ван Дейк), а заказчиков это вполне устраивало.
        От короля Карла II Неллер получил титул баронета, а обилие заказов, частных и государственных, предполагало, что художник получал неплохое материальное вознаграждение за свой труд. Можно с уверенностью предположить, что к концу жизни он стал вполне состоятельным и уважаемым человеком. Между прочим, сэр Чарльз Баскервиль тоже был баронетом, и его титул унаследовал сэр Генри; но можно ли сравнить представителя богатейшей аристократической семьи и художника-инородца, добившегося всего в жизни исключительно своим трудом, талантом и силой своего характера?
        В галерее Баскервиль-холла висел портрет дамы в голубом шелковом платье кисти Неллера. Подобных изображений в творчестве художника было немало. И, по сути, они все одинаковы – достаточно высокий технический уровень исполнения, барочная пышность и минимум психологизма: классический вариант парадного портрета 17 века, предназначенный для фамильных картинных галерей, располагаемых в огромных залах загородных дворцов между военными и охотничьими трофеями.
       Между прочим, Неллер даже написал портрет Петра I, причем с натуры, когда Петр побывал в Европе в составе Великого посольства в 1698 году. Подлинник этого полотна хранится в Хэмптонкортском дворце, а копия – в Эрмитаже.
      У Неллера был своего рода двойник, француз Шарль Дагар (д`Агар) (1669 – 1723), его современник и тоже иностранец в Англии. Он писал портреты в очень сходной с Неллером манере и никогда их не подписывал. Дагар был гораздо менее известен и, разумеется, не так успешен, как Неллер. Современные искусствоведы порой путают их творчество или выдают желаемое за действительное, атрибуируя работы Дагара как неллеровские. Впрочем, такое богатое семейство, какими были Баскервили вряд ли стали бы заказывать портреты какому-то малоизвестному Дагару, если они были в состоянии оплатить работу самого Неллера.
        Вторым художником, которого называет Холмс среди авторов портретной галереи Баскервиль-холла, был Джошуа Рейнолдс (1723 – 1792). Это уже представитель совершенно другой эпохи и иного поколения живописцев, вполне символично родившийся в год смерти Неллера. И от большинства предшественников его отличает, прежде всего, то, что он был по рождению англичанином. Вероятно, только к середине 18 века английское общество в полной мере осознало, что их соотечественники тоже умеют рисовать, и весьма неплохо. Национальная художественная школа приобрела определенный вес в обществе, английские художники получили известность и вошли в моду. Можно даже сказать, что это было время художественного самоопределения и самоосознания английской нации. Вдруг откуда ни возьмись в Англии появились Академия художеств, различные общества по изучению искусств и античности, художественные музеи, частные коллекции и публичные выставки. И, между прочим, у истоков большинства этих начинаний стоял как раз Джошуа Рейнолдс
        Джошуа Рейнолдс родился в Плимптоне, и отец мечтал выучить его на врача. Однако скоро стало ясно, что молодой человек проявляет изрядные способности к рисованию и больше ничем в этой жизни не интересуется. Тогда семья сдалась, и Джошуа послали в Лондон учиться на художника.
        В возрасте 18 лет Рейнолдс прибыл в столицу, начал заниматься в мастерской у Т.Гудсона, а несколько лет спустя отправился стажироваться в Италию, которая по-прежнему оставалась Меккой для всех европейских мастеров, не исключая французов и русских. Там он прожил три года с 1749 по 1752.
        По возвращении в Англию Рейнолдс очень быстро приобрел репутацию прекрасного портретиста, хотя только портретами не ограничивался, писал композиции на мифологические и исторические темы. Впрочем, искусствоведы, отдавая дань его превосходному дару портретиста, все-таки достаточно критически подходят к другим его работам.
        Кроме того, Рейнолдс стал первым президентом только что основанной английской Королевской Академии художеств, имел звание придворного живописца, а еще он был первым, кто предложил проводить в Англии публичные художественные выставки. Искусствоведы почтительно называют его основателем собственно английской школы живописи, для которой характерны глубокие тона и сочность письма.
        Судьба одарила его всеми мыслимыми почестями, которые только мог в то время получить художник, но все-таки оказалась не слишком милосердна. За год до смерти художник полностью ослеп в результате болезни, и утратил возможность делать то, что он умел и любил больше всего на свете - рисовать.
        В галерее Баскервиль-холла Холмс указывает своим спутникам доктору Уотсону и сэру Генри Баскервилю на портрет «толстого джентльмена в парике» кисти Рейнолдса. Таковых в творчестве сэра Джошуа было немало, но самым известным из них, вероятно, является портрет Самуэля Джонсона, знаменитого английского критика, лингвиста и эссеиста (между прочим, его имя неразрывно связано с именем Дж.Босуэлла, его друга и биографа, с которым довольно часто Холмс сравнивает Уотсона). Разумеется, родственником Баскервилей Самуэль Джонсон никогда не был.
        Кроме того, тут же Холмс упоминает и некоего контр-адмирал Баскервиля, служившего в Вест-Индии. Из контекста не очень понятно, кто был автором его портрета. Прямо Холмс об этом не сказал, так что это также мог быть портрет работы Рейнольдса, но, возможно, его авторство принадлежало кому-то другому.
        Рейнолдс, тем не менее, писал и контр-адмиралов при полном параде, и прочих высокопоставленных лиц, представляющих Британскую империю. Среди персонажей фамильной портретной галереи Баскервилей упоминался и сэр Вильям Баскервиль, председатель комиссий Палаты общин при Питте. Он был изображен в «синем сюртуке и со свитком в руках». Автора этого портрета Холмс также не назвал, так что Джошуа Рейнолдс мог  им быть, но мог и не быть.

Продолжение следует…
Tags: истории, картины, шерлокиана
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments