nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ БАСКЕРВИЛЬ-ХОЛЛА:
КРАТКИЙ ОБЗОР АНГЛИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ  КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Предыдущие публикации:
1.Портретная галерея Баскервиль-холла. Часть 1: https://nikonova-alina.livejournal.com/166546.html
2.Грёз и Мориарти: https://nikonova-alina.livejournal.com/164722.html
3.Шерлок Холмс: проблема родословной: https://nikonova-alina.livejournal.com/164201.html

Часть 2.

        Из прочих английских художников этой эпохи только двое могли сравниться, а то и превзойти Рейнолдса по уровню таланта и мастерства. Это – Джордж Ромни и Томас Гейнсборо. Двое других знаменитых мастеров 18 века – Уильям Хогарт и Томас Лоуренс – не очень подходят для галереи Баскервиль-холла. Хогарт писал не так много портретов, предпочитая жанр и графику, а Лоуренс работал в более позднее время, в эпоху Регентства, тогда как в Баскервиль-холле, видимо, висели работы, выполненные в основном в 17 и 18 веках.
        Томас Гейнсборо (1727 – 1788) в наше время известен широкой публике более прочих своих земляков и современников. Он действительно был великолепным и исключительно плодовитым портретистом, получившим свою заслуженную славу и материальное благополучие в достаточно молодом возрасте.
        Тринадцатый ребенок в семье ремесленника, он стал самостоятельным чуть ли не в десять лет, когда уговорил родителей отпустить его в Лондон учиться рисованию. Вероятно, они не слишком сопротивлялись, когда отпала необходимость кормить лишний рот.
        С этого времени, как утверждал один из друзей Томаса, он содержал себя сам, и умудрялся подчас заработать не только на кусок хлеба, но и на что-то повкуснее. Любопытно, что Гейнсборо в отличие от очень многих своих коллег по цеху оказался прекрасным семьянином, он обожал писать свою семью, жену, дочерей, какие-то детские игры и забавы и трогательные сценки семейного быта.   
        Впрочем, это не отвлекало художника от производства бесчисленных портретов представителей самых знатных английских семейств. Лорды и леди, адмиралы и полководцы, политики и представители интеллигенции составляют нескончаемую галерею образов Англии 18 века. И среди них легко могли очутиться и контр-адмирал Баскервиль, служивший в Вест-Индии, и сэр Вильям Баскервиль, председатель комиссий Палаты общин при Питте.
        Джордж Ромни (1734 – 1802), художник менее известный в наши дни, но не менее популярный в свое время, фактически был самоучкой. Если Гейнсборо начал учиться рисовать чуть ли не с младенчества, то Ромни попал в профессиональную художественную мастерскую, только когда ему уже перевалило за двадцать лет. Впрочем, это нисколько не помешало ему сделать карьеру, не менее блестящую, чем у его коллеги по цеху.
        В 1762 году Ромни получил премию Королевской Академии художеств за картину «Смерть генерала Вульфа», потом съездил на пару лет в Италию (ну, кто еще не был в Италии?!), а вернувшись, открыл самую модную в Лондоне художественную студию на Кавендиш-сквер. Но, в отличие от Гейнсборо, добропорядочным семьянином он так и не стал.
        В 1782 году Ромни познакомился с некоей симпатичной девицей самых легкомысленных нравов по имени Эмма Харт. Она стала его музой на долгие годы, он написал более 60 ее портретов, и отдельных, и включая ее в различные аллегорические композиции. Но вот женой его мисс Харт так и не стала (хотя он, вероятно, этого и желал), а известность в истории приобрела под совершенно другим именем – леди Гамильтон.
        История Эммы Харт, урожденной Эми Лайон, достойна быть хотя бы вкратце упомянутой в данном повествовании. В конце концов, Шерлок Холмс в своей жизни не раз сталкивался с авантюристками самых разных масштабов от мелких мошенниц до шпионок и преступниц международного уровня. Вполне возможно, что его убежденная приверженность к холостяцкому образу жизни (при вполне очевидно традиционной ориентации) и объясняется неким неудачным опытом общения с подобной дамой, полученным в ранней юности, когда подобные истории переживаются исключительно остро и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Доктор Уотсон всегда отмечал, что Холмс не доверял женщинам, даже клиенткам, и этому, разумеется, должно было быть какое-то психологическое объяснение.
        Эми Лайон (1765 – 1815) имела более чем скромное происхождение, она была дочерью деревенского кузнеца, и, по сути, вершиной ее карьеры должна была стать работа служанки или замужество. Однако, такой расклад, а также вся иерархическая система, существовавшая в Англии в 18 веке, абсолютно не устраивала честолюбивую девицу «без комплексов».  Ее жизненный путь немного напоминает историю Фанни Хилл, героини известного эротического романа 18 века «Мемуары женщины для утех», автором которого был Джон Клеланд.
        Эми начала свое восхождение к вершинам богатства и известности действительно с места служанки. Но в возрасте 17 лет уже приобрела скандальную славу. Где-то в это время она сменила свое простонародное имя на более благозвучное, как ей казалось, и стала Эммой Харт.
        В 1782 году она уже была любовницей нескольких известных лиц, в том числе Джорджа Ромни, а также Чарльза Гренвилла. И, в конце концов, она выскочила замуж за дядю последнего, посла Англии в Неаполе сэра Уильяма Гамильтона. Дядюшке было под 60, и, вероятно, окрутить его ловкой молодой девице не составило особого труда. Таким образом, из деревенской девчонки сомнительного происхождения она превратилась в леди Гамильтон. И под этим именем вошла в историю, связав его с именами своих поклонников, знаменитыми, популярными, и даже подчас героическими, среди которых одно стоит особняком.
        Муж, в сущности, нужен был Эмме Харт только для прикрытия, никакого влияния на ее жизнь он не оказывал, разрешал ей делать все, что она хотела, видимо, изредка получая от нее свою часть супружеского долга. Впрочем, счета ее в то время он оплачивал исправно.
        И в Лондоне, и позднее, в Неаполе Эмма Харт представлялась актрисой, но работала она в весьмаспецифическом жанре, скромно именуемом «живые картины». У нее был свой салон, где она и ее помощницы являлись перед гостями, мужчинами, разумеется, в обнаженном виде, изображая исторических или мифологических героинь (всем же ясно, что все эти древние богини, царицы и куртизанки ходили без одежды). Естественно, что вечер заканчивался совершенно определенным образом, а салон Эммы Харт был всего лишь закамуфлированным борделем. Известный английский карикатурист Томас Роуландсон, отличавшийся едким и метким карандашом, немало поиздевался над так называемым «салоном Эммы Харт» и его посетителями.
        Самым знаменитым любовником Эммы Гамильтон был, разумеется, адмирал Горацио Нельсон. Эта связь началась в 1798 году в Неаполе, ее муж был тогда еще жив, но, похоже, особо не возражал (да и кто бы стал его спрашивать). С того времени леди Гамильтон постоянно сопровождала лорда Нельсона во всех его поездках. С 1800 года они жили вместе в Лондоне, а в 1801 году у них родилась дочь Горация. Вполне возможно, что это была настоящая любовь, поскольку никаких особых дивидендов Эмма Гамильтон от своего эпохального романа не получила.
        В 1803 году умер лорд Гамильтон, который, видимо не оставил Эмме никакого наследства (впрочем, очень вероятно, что оставлять там уже было нечего), а в 1805 году лорд Нельсон погиб во время Трафальгарской битвы. После его смерти ни Эмма, ни ее маленькая дочь также не получили ничего. Отношения никак не были оформлены, а доказать отцовство Нельсона в отношении ребенка в то время было нереально, если отец сам не признал его, чего, видимо, сделано не было. К тому же у Нельсона была законная семья, еще в 1787 году он женился на молодой вдове Фрэнсис Нисбет, с которой познакомился на Барбадосе. Тогда он настолько влюбился, что его не остановило даже наличие у его невесты сына от первого брака.
        В жизни Эммы начался последний акт ее головокружительной мелодрамы. Она привыкла жить на широкую ногу, и, лишившись почти одновременно всех своих спонсоров, наделала долгов. Найти кого-то нового, кто согласился бы за нее платить, она не смогла, ей уже было за сорок, а в то время для женщины это был возраст дряхлой старухи, и никакой опыт не смог бы соперничать с юной и свежей красотой. Преданный Ромни умер еще в 1802 году, за год до лорда Гамильтона.
        В итоге, Эмма сбежала от кредиторов по другую сторону Ла-Манша и поселилась в Кале. Она кое-как сводила концы с концами, пока не умерла в 1815 году во время эпидемии амебной дизентерии. Впрочем, она и так уже была мертва для всего мира, а, может, и для самой себя. История известная, печальная и весьма поучительная…
Tags: истории, художники, шерлокиана
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Марк Шагал. Над городом. 1918 Однажды, когда известный американский ученый-аэродинамик Теодор фон Карман читал публичную лекцию, его попросили в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments