nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ОТ «УЖИНА» ДО «УЖАСА»:
ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЬВА БАКСТА

Часть 1.

        Осенью 1890 года в квартире известного архитектора Николая Бенуа, недалеко от Никольского Морского собора в Петербурге начинает регулярно собираться компания молодых людей. Среди них несколько бывших одноклассников по гимназии К.И.Мая и однокурсников по юридическому факультету Петербургского университета (интересно, почему будущие художники так часто получали юридическое образование) – Александр Бенуа, Дмитрий Философов, Константин Сомов, Вальтер Нувель. Кним присоединяются родственники: кузен Философова Сергей Дягилев, приехавший из Перми, племянник Александра Бенуа, Евгений Лансере. И друзья: Альфред Нурок и Лев Бакст (вернее, Лейб-Хаим Розенберг).
        Чем закончились эти собрания, известно из истории русского искусства, поскольку эта компания талантливых и увлеченных молодых людей положила начало одному из самых значительных художественных объединений рубежа 19-20 веков в России – «Миру искусства».
        Лев Бакст (этот псевдоним он начал использовать еще с 1889 года, сократив фамилию Бакстер, принадлежавшую его предкам по материнской линии) оказался среди будущих мирискусников в определенном смысле волей случая. Он не учился в гимназии Мая, не посещал Петербургский университет и не имел родственников среди петербургской художественной элиты. Впрочем, его дед был «эксклюзивным» портным, который до переезда в Петербург некоторое время работал в Париже, а
позднее оформил свою квартиру на Невском в стиле парижской салонной моды.
        Бакст был на несколько лет старше своих новых друзей, и в определенном смысле уже сделал свои первые шаги в искусстве, поскольку успел поучиться в Академии художеств, которую оставил из-за скандала, связанного с его конкурсной работой (его трактовку библейского сюжета его преподаватель сочли кощунственной, а на момент знакомства с Александром Бенуа зарабатывал, иллюстрируя детские книги и сотрудничая в журналах. В какой-то момент Бакст решил брать уроки у известного тогда акварелиста Альберта Бенуа, и через него свел знакомство с его младшим братом Александром.
        Но, как и все участники новоявленного кружка, Бакст чувствовал потребность в том, чтобы как-то организовать свои художественные интересы, подвести под еще толком не оформившиеся идеи теоретическую базу. Будущие мирискусники начали с того, что организовали нечто вроде курсов самообразования. Их встречи постепенно приобрели регулярный характер, и каждый из участников должен был делать доклады о тех или иных художниках или художественных направлениях.
        Это был 1890 год. Уже импрессионизм во Франции терял свою актуальность, уже Ван Гог и Гоген полностью сформировали каждый свое собственное художественное кредо, уже расцветал пышным цветом символизм, и появлялись зачатки экспрессионизма в немецком искусстве, а среди кумиров Бакста, о которых он докладывал на собраниях своим новым друзьям: Генрих Семирадский, Константин Маковский и Юлий Клевер, чистой воды махровые академисты. Впрочем, и его коллеги предпочитали разговоры о немецком Возрождении. Гане Гольбейне Младшеи и Лукас Кранахе Старшем, а также о барбизонцах и прерафаэлитах. Более-менее современными именами среди их кумиров можно считать Адольфа фон Менцеля и Арнольда Бёклина.
        Но весьма вероятно, что именно такой круг интересов и помог сформироваться Баксту как одному из самых примечательных портретистов своего времени. Портретное искусство во все времена требовало от живописца особой вдумчивости, умения проникнуть в глубины внутреннего мира, психики своего героя, и способности передать все это посредством весьма ограниченного арсенала художественных средств.
        Бакст, без сомнения, обладал всеми необходимыми качествами выдающегося портретиста. Например, его портрет философа и писателя Василия Розанова, выполненный в 1901 году, оказался важной вехой в истории русского искусства в целом. Все критики отмечали умный и недобрый взгляд, который Розанов бросает на зрителя из-под очков, его «змеистую полуулыбку», что так контрастирует с его простоватой внешностью.
        Художник создал целую галерею живописных и графических портретов первых лиц российской культуры начала 20 века: Исаак Левитан, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Леонид Мясин, Вацлав Нижинский, Андрей Белый и т.д. Но вот женские лица среди его героев попадаются гораздо реже. Вероятно, все женские портреты работы Льва Бакста можно перечислить по пальцам: Зинаида Гиппиус, Любовь Гриценко, Елизавета Петровна на охоте, Ида Рубинштейн, няня Сергея Дягилева, написанная как эскиз сугубо для композиционного равновесия полотна, героиня картины «Ужин», моделью для которой послужила жена Александра Бенуа Анна Карловна и античная статуя из «Terror antiquus».
        Для эпохи, когда женщины уже начали играть весьма значительную и  самостоятельную роль в русском искусстве и в русском обществе в целом,  такая избирательность кажется довольно странной.

   Продолжение следует…
Tags: картины, сюжет, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Профессор Московского университета, астроном Дмитрий Матвеевич Перевощиков очень печалился по поводу того, что его способнейший…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 1: девушка в белом. 1862 Художественный критик Ф.Г.Хэмертон о картине Джеймса Уистлера "Девушка…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды некий молодой человек прислал Бернарду Шоу свои стихи, а через некоторое время пришёл к писателю лично, чтобы узнать его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments