nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОТ «УЖИНА» ДО «УЖАСА»:
ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЬВА БАКСТА

Часть 2.

   Все женские образы когда-либо, написанные Львом Бакстом, можно разделить на несколько категорий:
1.     Заказные женские портреты, где превосходно передано внешнее сходство, но с не меньшим энтузиазмом изображен наряд героини. В данном случае психологические характеристики интересуют художника менее всего, во всяком случае, менее, чем внешний вид героини. К этим полотнам можно отнести, например, портрет графини Келлер (1902) или портрет герцогини Рейчел Стронг с собакой (1924);
2.     Семейные портреты: супруги Любови Гриценко, ее дочери от первого брака, сестры Марии, племянницы, сюда же примыкает и портрет сына Андрея, родившегося уже после расставания Бакста с женой. Милые, узнаваемые, даже не всегда красивые лица, запечатленные кистью любящего родственника, не более того.

3.     Портреты деятелей искусства, в основном балета: Анны Павловой, Айседоры Дункан, Иды Рубинштейн. Это графические работы с действительно превосходным портретным сходством и определенной долей психологизма. Несколько особняком стоит только более поздний портрет Иды Рубинштейн, где она изображена в полный рост в тяжелом темно-красном плаще до пола. Композиционно портрет очень похож на раннюю акварель Бакста «У туалета», а, по сути, главным здесь, так же как и в заказных парадных портретах, является не балерина, а ее костюм. И таким образом, эта работа примыкает к следующему разделу.
     
4.     Изображение танцовщиц в сценических костюмах, а точнее, эскизы костюмов для балетных постановок. Женские фигуры выполнены весьма условно, ни о какой индивидуальности речь не идет, главное, естественно, это сценический образ;
5.     Картина «Елизавета Петровна на охоте» (1902), которую с уверенностью можно считать формальной данью общему увлечению мирискусников соответствующей эпохой, которое, Бакст, в общем-то, не разделял, в отличие от Бенуа и Сомова. «Елизавета» Бакста, пожалуй, любопытна тем, что она получилась абсолютно неженственной. В действительности, «веселая Елисавет» любила носить мужские костюмы, особенно на маскарадах. Она полагала, что мужской наряд дает ей возможность продемонстрировать красоту ее ног, в обычное время закрытых длинными юбками. Но в картине Бакста кокетство и женственность императрицы отсутствуют напрочь, это портрет немолодой, уже не слишком красивой дамы, даже где-то мужеподобной. Охотничий костюм героини интересует художника гораздо больше, нежели все остальное. И опять нет никаких попыток проникнуть во внутренний мир героини, хотя Елизавета Петровна была весьма неоднозначной личностью, достойной кисти хорошего психолога даже и в ретроспекции.
6.     И наконец, работы Бакста, которые можно было назвать странными в плане трактовки женских образов. Это не портреты, и не жанровые композиции. И может быть, именно в них более всего проявляется индивидуальное понимание художником женской природы.
К этой последней категории можно отнести четыре его работы:
                 - 1902 – «Ужин»;
                 - 1906 – Портрет Зинаиды Гиппиус;
                 - 1906 – «Ваза. Автопортрет»;
                 - 1908 – «Terror antiquus» (Древний ужас).
        «Ужин» по большому счету, вообще далек от портрета. Даже второе название картины не «Портрет А.К.Бенуа», что было бы логично, потому что моделью для художника послужила Анна Карловна, супруга Александра Бенуа, а «Дама с апельсинами». В ней видели манифест эстетики модерна, попытку уловить и выразить некую суть эпохи, некий обобщенный образ современницы, но только не портретное изображение конкретной женщины.
      Василий Розанов оставил знаменитое описание картины: «…Стильная декадентка fin du sièсle, черно-белая, тонкая как горностай, с таинственной улыбкой à la Джоконда, кушает апельсины…»
      Другое, не менее известное описание полотна дал художественный критик В.В.Стасов: «…Сидит у стола кошка в дамском платье, ее мордочка, в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но сама она смотрит в сторону, словно поставленные перед ней блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне…»
      О психологии и внутреннем мире героини здесь речь не идет вообще. И очень любопытно, что оба критика, представляющие два абсолютно разных художественных лагеря, тем не менее, сравнивают героиню картины с животным – для одного, это – кошка, для другого – горностай. Впрочем, на мысль о гибком и ловком животном наводит характерный изгиб спины, а на мысль о хитрости – необычная улыбка героини: то ли выражение лица античной статуи периоды архаики, то ли тающая улыбка чеширского кота.
      Если сравнить, какие приемы использует художник для работы над лицом персонажа, то видно насколько они  различны в портрет Розанова  и в «Ужине», хотя картины разделяет менее года. Реалистичный до ощущения тепла кожи и личного знакомства Розанов, и абсолютно плоское и графичное лицо героини «Ужина» с какой-то приклеенной, как будто ненастоящей улыбкой. Трудно представить, что это картины одного художника, относящиеся к одному периоду его творчества.
      Впрочем, исследователи, не без оснований усмотрели в «Даме с апельсинами» влияние импрессионистов и постимпрессионистов. В том, что касается композиции полотна, действительно можно увидеть аллюзии на «Абсент» Дега или на «Жанну Авриль в кабаре «Японский диван»» Тулуз-Лотрека. Определенное развитие лотрековских художественных приемов можно увидеть и в специфическом сочетании графичности и живописности, которое вообще впоследствии будет очень характерно для работ мирискусников.

   Продолжение следует…
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Франсуа Кенель. Портрет Мишеля Монтеня (?).ок. 1588 Однажды французского писателя и философа Мишеля Монтеня спросили, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments