nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

МИСТИФИКАТОРЫ ЗА МОЛЬБЕРТОМ.
ПОДДЕЛКИ: ТВОРЧЕСТВО ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Часть 1.

          Подделка картин в наши дни – это самый настоящий криминальный бизнес, в котором могут участвовать целые преступные группировки с четким разделением функций.
В прежние времена встречались люди, которые занимались подделками исключительно из любви к искусству или, желая что-то кому-то доказать. Это были действительно талантливые художники, но и они, начав как любители, довольно часто оказывались втянуты в криминальную орбиту.

        Самым знаменитым художником в мире подделок можно считать Яна (Хана) ван Меегерена (1889 – 1947), голландского художника, который не состоялся как самостоятельный мастер, зато наладил в 1930-е годы производство поддельных работ известных художников, в том числе и Яна Вермеера Дельфтского, и даже умудрился кое-что продать в коллекции виднейших нацистов, в том числе Геринга.  Представить публике поддельного Вермеера и легализовать его оказалось совсем не сложно. Работ Вермеера всего известно около тридцати, и среди них совсем нет полотен, написанных на религиозные темы. Меегерен и воспользовался возможностью заполнить этот пробел.
          История с подделками вскрылась уже после окончания войны, когда Меегерена обвинили в сотрудничестве с немцами и предательстве. Он понял, что попасть в тюрьму в качестве изготовителя фальшивок гораздо лучше, чем оказаться предателем родины, и, в конце концов, признался в обмане. Самое удивительное, что ему не поверили, настолько талантливыми и убедительными оказались его работы «под Вермеера». Решающим доказательством в его пользу стала, картина, которую он написал, находясь в заключении, под пристальным надзором тюремной охраны. Обвинения в сотрудничестве с нацистами были сняты, и он отделался годом тюрьмы и предписанием вернуть все деньги, полученные мошенническим путем. Речь шла о сумме в несколько миллионов, и таких сбережений у Меегерена, естественно, не было. В конце концов, ему пришлось объявить себя банкротом. Но все же это было лучше, чем лишиться жизни.

          Крупнейшим мастером подделок был некто Элмир де Хори (1905 – 1976), выдававший себя за бывшего венгерского графа. Этот человек жил в небольшом уединенном домике на острове Ивица и никак не афишировал свою деятельность. Кропотливая полицейская работа позволила выявить изрядное количество поддельных постимпрессионистов и представителей европейского модернизма в коллекциях самых богатых и знаменитых, которые периодически появлялись там в 1950-х, а особенно в 1960-х годах.
        И, в конце концов, следователи выявили преступную схему: Эльмир де Ори писал картины под Пикассо, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Матисса, Дюфи, Дерена, Сезанна или еще кого-нибудь из художников, чьи работы пользовались спросом. Затем его сообщник, некто Фернан Легро (1931 – 1983), человек, обладавший большими связями среди художников и коллекционеров, помещал поддельное полотно среди картин своей коллекции, которая была признана одним из самых значительных частных собраний современного искусства. Очень часто ему удавалось заполучить для  этих подделок сертификаты подлинности у самих художников или их наследников. В 1960-х годах многие из этих художников еще были живы, но находились в весьма преклонном возрасте, и, написав за свою длинную творческую жизнь, изрядное количество полотен, не всегда сами помнили, что они писали, а что нет.

                                                                 
                                                                      Элмир де Хори за мольбертом


                                                                               Подделки Элмира де Хори

          Хотя стараниями французской полиции афера, организованная Фернаном Легро, была раскрыта, и он вместе с сообщником был арестован в Швейцарии, единственное, что смогли доказать полицейские, это использование мошенниками поддельных паспортов. До суда дело так и не дошло, Легро исчез, а гениальному творцу фальшивок Элмиру де Хори вообще не смогли предъявить никакого обвинения. Выявить все подделки преступного синдиката тоже не удалось, зато известно, что только с 1961 по 1967 годы за подделки графа Ори было заплачено более 300 миллионов франков. Судя по всему, это дело, о котором довольно много в свое время писала пресса, легло в основу романа Жоржа Сименона «Мегрэ и призрак» (Maigret et le fantôme, 1964). Только в книге проницательному комиссару все-таки удалось отправить банду мошенников в тюрьму.

        Не менее талантливым фальсификатором был француз Дэвид Штейн (настоящее имя – Анри Абель Абрахам Хаддад) (1935 – 1999), которого арестовали в 1964 году в Нью-Йорке. Он занимался торговлей живописью и имел свой салон на Парк-авеню. Дела у него шли прекрасно, пока не выяснилось, что картины Пикассо, Шагала, Матисса, Дюфи, Ван Донгена, он нарисовал сам.
   
Дэвид Штейн. Подделка под Шагала
 
 
           Стайн приобрел скандальную известность, когда был опубликован его дневник, в котором он детально описывал свой путь фальсификатора. Стайн стал настолько культовой фигурой, что о нем была написана книга и снят фильм.
          Подобные гениальные фальсификаторы, которые живут как бы на грани между искусством и преступлением, появляются не так уж часто, гораздо больше тех, кто интересуется исключительно прибылью от криминального бизнеса.

Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments