
В нашей стране Джеймса Энсора практически не знают, кажется, его даже вообще у нас никогда не выставляли, а жаль. По-моему, это один из самых знаковых мастеров, которые закладывали в чинном и благопристойном 19 веке основу для будущего буйства художественных направлений века 20-го.
Энсор поражает неким невероятным несоответствием между вполне спокойным и чинным течением его внешней жизни, и тем, что происходит на его полотнах, стиль которых невозможно определить как однозначно принадлежащий к какому-либо художественному ститлю его эпохи. Энсор вообще считал, что художник не должен запирать себя в рамках какого-то единственного стиля, а, напротив, просто обязан находиться в поиске индивидуальных художественных средств самовыражения.
Энсор родился в портовом Остенде в 1860 году, его отцу-англичанину принадлежала лавка

За Энсором никогда не тянулся шлейф скандалов. Он состоял в нескольких творческих объединениях («ХХ век», «Современное искусство»), в 1929 году после своей первой большой ретроспективной выставки получили титул барона, а умер почти в 90 лет, пережив две мировые войны.

В юности Энсор отдал дань импрессионизму, но затем его картины приобрели черты его индивидуального стиля. На них появились маски, искаженные лица, очевидно воплощавшие для него дух современной ему эпохи. Даже традиционные для искусства сюжеты он трактовал в собственной манере, переосмысливая их, придавая им особое ироничное, даже саркастическое звучание. Свои лучшие творения он создал всего за шесть лет – между 1885 и 1891 годами.
Сейчас Энсора считают представителем символизма, а также предтечей экспрессионизма, сюрреализма и фантастического искусства.