
Эта картина, написанная в 1819 году (то есть, практически, 200 лет назад), на мой взгляд, одна из самых устрашающих в истории мирового искусства. Если бросить на нее мгновенный взгляд, то она воспринимается как пирамида, составленная из тел мертвых и умирающих людей.
Вообще-то это один из примеров того, как произведение, написанное на злобу дня, фактически по горячим следам события неожиданно приобретает символическое звучание, становится знаковым полотном мирового искусства, актуальным для любой эпохи и любого общества.
В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов


Теодор Жерико внимательно следил за этой историей по газетам, и, очевидно, масштаб трагедии его захватил настолько, что он перенес его на холст. Он работал очень тщательно. Известно, что Жерико встречался с выжившими моряками, делал зарисовки мертвых тел в моргах и больницах, не довольствуясь обычной работой с

Сцена на картине изображает момент, когда люди на плоту заметили на горизонте приближающееся судно (тот саамы героический «Аргус») и пытаются привлечь к себе внимание моряков, в то же время, особо на это не надеясь. Художника очень занимал этот сложный психологический момент, когда умирающие люди на плоту одновременно и надеются на

Критики позднее придирались лишь к тому, что мертвые и изможденные люди на картине Жерико выглядели чересчур мускулистыми и упитанными для тех, кто провел в море две недели без еды и воды. Впрочем, здесь надо сделать скидку на то, что он все же писал художественное произведение, а не документировал реальные события, и главным для него было показать величие человека в борьбе с разбушевавшейся стихией – вполне романтический посыл. Естественно, для решения этой художественной задачи не годилось изображать на плоту компанию оборванных доходяг, что, несомненно, и было в реальности.
Любопытно, что современники усмотрели в картине Жерико совершенно иной смысл, чуть ли не
