ПОДДЕЛКИ: ТВОРЧЕСТВО ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Часть 2.
В музеях подделки практически не встречаются. Конечно, туда может попасть какое-либо сомнительное полотно как дар, или музей даже может приобрести что-то сомнительное, если экспертиза будет проведена не очень добросовестно, но сознательные подделки произведений из музейной коллекции, которыми заменяют подлинники, встречаются очень редко. Вообще из русских художников часто подделывают авангард начала ХХ века (называемый еще кубофутуризмом) – это для западного рынка, где он пользуется большим спросом, а для внутреннего пользования идут русские художники 19 века, те, чьи имена лучше всего известны публике.
Любопытно, что до революции в России существовала целая индустрия подделок. В Ростове, например, была целая школа по изготовлению поддельного Левитана.
Самым громким делом о подделках русских художников в последние годы была, несомненно, история с галерейщиками супругами Преображенскими. Под видом произведений русских классиков они продавали своим состоятельным, но не очень разбирающимся в искусстве клиентам подделки картин в частности, Александра Киселева (1838 – 1911), русского пейзажиста-передвижника, а также Ивана Шишкина и Ивана Айвазовского.
А.А.Киселев Летний пейзаж Деревня на берегу реки
Технология, которую использовали мошенники, была проста. На западных аукционах за небольшие деньги приобретались картины малоизвестных художников, после чего эти полотна переправляли в Россию, замазывали подписи настоящих авторов, ставили поверх имена русских художников, также изменяли на картинах некоторые характерные детали, например, наряды крестьян или формы домов. Таким образом из картины, например, никому не известного датчанина Януса Ла Кура (1837 – 1909) ценой 5-7 тыс. долларов, получался Киселев стоимостью 100-165 тыс. долларов.
Янус ля Кур Лесная речка Берег моря
Афера была вскрыта случайно, благодаря внимательности одного из приятелей пострадавших бизнесменов, который обратил внимание на сходство картин якобы Киселева и полотен неизвестного датчанина, которые он видел в каталоге одного из западных аукционов. Обманутый бизнесмен обратился в милицию (дело происходило в начале 2000-х годов), и, таким образом развалился бизнес, в котором крутились многомиллионные суммы. Между прочим, один из поддельных Шишкиных, происходивших из салона Преображенских «Русская коллекция» даже попал на знаменитый аукцион «Сотби» и только в последний момент эксперты опознали в нем подделку, и лот был снят с торгов.
Продажа поддельных произведений искусства, возможно, ничуть не менее прибыльное занятие, чем честная торговля произведениями искусства. Но людям, понимающим в искусстве, сбыть фальшивку практически невозможно. Поэтому с 2006 года, когда разразился скандал с массовыми хищениями предметов из Эрмитажа, внимание правоохранительных органов приковано к проверкам в крупнейших российских музеях. Несколько серьезных экспертов высказали мнение, что очень многие экспонаты в наших музеях все-таки были заменены на подделки, чтобы сбыть подлинники на черном рынке. Впрочем, масштабные проверки выявили только единичные случаи в провинциальных музеях. Возможно, все еще впереди…