nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

УРОДЦЫ ДИЕГО ВЕЛАСКЕСА

Часть 3.

         Портретной галереей королевских шутов и карликов Веласкес не ограничился. Эта тема всплывает у него и в самой известной его картине, в великолепных «Менинах».
       «Менины», без сомнения, наряду с «Джокондой» Леонардо и «Ночным дозором» Рембрандта входят в число самых популярных шедевров мировой живописи. Картина многоплановая, сложная, загадочная, поэтому не удивительно, что ей посвящены целые тома всевозможных искусствоведческих и исторических исследований.
       Но здесь нас интересует только один аспект этого полотна – изображения придворных шутов в правом нижнем углу картины. Исследователи «Менин» давно уже установили все самые мельчайшие факты, касающиеся картины, в том числе и имена практически всех персонажей, начиная с короля и королевы Испании, и кончая мужчиной в черном, чей силуэт мы видим застывшим на лестнице в дверном проеме на заднем плане картины.
      Итак, на полотне представлены король Испании Филипп IV вторая супруга Марианна Австрийская (в виде отражения в зеркале), их старшая дочь инфанта Маргарита (младший сын к этому времени еще не родился), придворный художник дон Диего Родригес де Силва Веласкес, фрейлины инфанты донья Мария Сармиенто (подает принцессе сосуд с напитком) и донья Изабелла Веласко, кормилица либо дуэнья донья Марсела де Уллоа (в монашеском костюме) и гофмаршал двора дон Хосе Нието на заднем плане. Безымянными остались только гвардадамас инфанты, стоящий рядом с монахиней, и собака. Естественно, мы знаем и имена шутов – это карлица Мари Барбола и карлик Николас Пертусато.
       Название картины – «Менины» - означает "фрейлины!. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, который исследовал творчество Веласкеса, утверждал, что это португальское слово (этот язык был в то время в ходу при дворе, также как и кастильский), и что на испанском картина, скорее называлась бы «Сеньориты». Но, соответственно названию, считается, что главными героинями полотна являются две девушки, прислуживающие юной принцессе Маргарите. Иногда еще эту картину называют «Семья» или «Семейный портрет», подразумевая, что на ней изображена семья испанского короля, он сам, его жена и дочь. Но на самом деле, скорее всего, эта трактовка не совсем точна. Дело в том, что латинское слово «Familia», под которым картина значится в дворцовых каталогах, означало не только семью хозяев, а более обширное сообщество обитателей одного дома, куда входили и слуги.
       Таким образом, в королевском дворце семью образуют не только король с королевой и их дочь, но также и фрейлины, и дуэнья юной принцессы и стоящий рядом с ней гвардадамас – личный телохранитель принцессы, сопровождавший ее повсюду, и художник, застывший с кистью в руке, гофмаршал, поднимающийся по лестнице, и двое карликов-шутов.
       Считается, что композиция картины организована так, что художник как бы фиксирует момент, когда все персонажи замирают, их взгляды устремляются в одну точку, а причиной этого является появление королевской четы в мастерской художника, и точкой, которая приковывает взгляды, соответственно, оказываются августейшие супруги. Только один герой – карлик-итальянец Николасито Пертусато, нарушает статичность полотна, поскольку именно в момент появления короля и королевы он опускает свою ногу на замершую, как и все остальные герои картины, собаку. Предположительно, это должно обозначать особое положение при дворе, которое позволяло шутам безнаказанно игнорировать придворный этикет.
       Кстати, исследователи часто спорят, что именно пишет художник (сам Веласкес) на холсте. Либо это портрет королевской четы, отражающейся  в зеркале, либо портрет принцессы Маргариты. Но если воспринимать ситуацию как момент появления короля и королевы, то тогда портретируемой должна оказаться все-таки инфанта. И это вполне логично, если предположить, что именно для того, чтобы девочка не скучала во время позирования, и привели карликов в мастерскую художника, и именно поэтому вокруг девочки суетятся фрейлины, всячески ее ублажая и развлекая.
       В испанских королевских резиденциях 17 века царила удушающая скука, и только в мастерской художника было гораздо веселее и оживленнее. Не удивительно, что даже сам король Филипп IV очень любил бывать у Веласкеса, не только для того, чтобы позировать для очередного портрет (а Веласкес всего выполнил их целую дюжину), но и просто для того, чтобы немного передохнуть от дворцового распорядка, регламентировано самым жесточайшим образом. Очень может быть, что и шуты составляли ему компанию и были частыми гостями в мастерской художника.
       Есть мнение, что шуты и карлики в испанском придворном табеле о рангах стояли на одном уровне с домашними животными, и прав имели примерно столько же. Но, скорее всего это очень сильное преувеличение. Шуты и карлики были крещены в католичестве и, разумеется, посещали церковные службы, они могли владеть имущество, снимать жилье, даже быть объектами ревности вполне полноценных сограждан. Так что в этом смысле, все было не так уж и плохо.
       Другое дело, что их роль при дворе определяла всю их жизнь, и снять шутовской колпак и отбросить маротту они не могли. Но, с другой стороны, Европа 17 века (не говоря о России) была очень традиционалистски устроенным сообществом, где никаких социальных лифтов за очень редким исключением, не существовало. Сыновья наследовали ремесло своих отцов, а дочери выходили замуж за подмастерий. И что в такой ситуации было делать человеку, который родился не таким, как все? Служба хоть и такая при королевском дворе была все же почетнее и сытнее, чем демонстрация себя в балагане на ярмарках.
       Скорее всего, Веласкес все это очень хорошо понимал и чувствовал, именно поэтому шуты и карлики на его картинах всегда так печальны, как будто относительное придворное веселье остается где-то за пределами холста и за дверями мастерской.
Tags: истории, сюжет, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments