«ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ СЕРИЯ»
Часть 1.
Чего только не придумает русский человек, чтобы иметь законное право напиться в тесном дружеском кругу. Вот царь Петр Алексеевич даже административный ресурс задействовал и создал целую структуру, названную вполне в барочном духе Всешутейшим, Всепьянейшим и Сумасброднейшим Собором.
Цели, которые преследовал молодой царь, создавая эту специфическую организацию, весьма подробно исследованы в чисто исторических трудах. Исследователи соответствующей эпохи писали и о дискредитации христианства, и о снижении роли православия в жизни русского общества, и насаждении светского образа жизни на западный манер, которые Петр I осуществлял посредством устройства подобных диких развлечений. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что царь вообще любил выпить и поразвлечься самым незамысловатым образом в кругу своих приближенных.
Но гораздо меньше упоминают о том значении, которое этот пресловутый Всешутейший собор оказал на русское искусство. Дело в том, что с персонами, участвовавшими в соответствующих оргиях, связана так называемая «Преображенская серия» портретов.
В 1739 году по приказу императрицы Анны Иоанновны была выполнена опись имущества подмосковного Преображенского дворца (иначе говоря, произведена ревизия), который со времени смерти Петра I практически не использовался. Среди прочего ценного хлама были упомянуты и «бояре висячие», которые размещались в ассамблейной зале дворца вместе с гравюрами и ландкартами.
Это и были портреты участников того самого Всепьянейшегог собора, выполненные в основном на рубеже 17 и 18 вв. Самые ранние портреты датируются 1690-ми годами, самые поздние были исполнены уже после 1716 года. Авторство этих работ до сих пор так и не установлено. Скорее всего, их выполнили художники Оружейной палаты. Хотя в этой версии нет ничего сверхъестественного, поскольку других живописцев в Москве того времени просто не было, а до закладки Петербурга оставалось еще почти 10 лет.
Искусствоведы сходятся во мнении, что, по крайней мере, три первых портрета серии («Патриарха Милака», Андрея Бесящего и Ивана Тургенева) были выполнены одним автором. В качестве претендента называется, в частности, Иван Адольский (Одольский), представитель довольно известной в то время художественной династии, но прямых доказательств его авторства нет.
В чем главная художественная ценность картин этой серии? А в том, что по ним очень легко проследить, как в русское искусство семимильными шагами входит европейская художественная традиция. Ведь, по сути, первые три портрета этой серии – это еще натуральная парсуна с некоторыми элементами светской западноевропейской живописи.
Портретный жанр в русском искусстве впервые появляется еще в конце 16 века. Известны, в частности парсуны, изображающие Ивана Грозного. Это еще очень робкие попытки изобразить реального человека с помощью традиционных для древнерусского искусства иконописных приемов. Именно поэтому на ранних парсунах присутствует золотистый фон, письму присуща иконописная плоскостность и линеарность. Да и техника – письмо темперой на липовой доске, является чисто иконописной. Конечно, талант и профессионализм художников Оружейной палаты, позволил им уловить и запечатлеть в своих работах портретные черты моделей, даже в какой-то мере отразить их индивидуальность.
Но если сравнивать, скажем, оглавленную надгробную парсуну воеводы Михаила Скопина-Шуйского, написанную в 1620-х-1630-х г. и, датированный 1622 годом портрет испанского поэта Луиса де Гонгора Веласкеса, то видно, что русское искусство, конечно, имеет какие-то свои собственные достижения, но к нормальной портретной живописи оно еще и близко не подошло.
Вообще слово «парсуна», которое закрепилось за портретными экспериментами в русском искусстве 16-17 и даже начала 18 вв., обозначает «персона», что подразумевает изображение личности, то есть реального исторического лица.
И вот в портретах «Преображенской серии», наконец-то лица героев утрачивают иконописную гладкость и становятся действительно живыми и довольно выразительными лицами реальных людей, жестких, сильных умных. Как был совершен этот скачок, не очень понятно. Возможно, свою роль здесь сыграло знакомство мастеров Оружейной палаты с образцами западноевропейской гравюры и, возможно, живописи, все же культурная изоляция России 17 века от Запада не была уже такой тотальной А может, это действительно результат эволюционного развития искусства.
На трех ранних портретах «Преображенской серии» лица героев уже вполне живые и естественные, но вот фигуры напоминают еще бесформенные мешки, драпированные соответственно статусу героя, а руки вообще обозначены весьма условно.
И подобный способ изображения отсылает нас еще к эпохе Джотто, к Проторенессансу, когда герои его фресок точно также делали первые шаги к изображению естественно устроенной человеческой фигуры.
Продолжение следует…