
Когда мы вспоминаем картины, которые изображают лето, то сразу перед внутренним взором всплывают полотна импрессионистов, где по залитым солнцем лужайкам садов и парков прогуливаются дамы в белоснежных летних нарядах. Или более поздние картины представителей соцреализма, где присутствует то же ослепительное солнце, а еще море, песок, крепкие девушки и парни, сбросившие с себя все лишнее.
Но можно представить лето и совершенно иначе. Так, как это сделал английский художник Фредерик Лейтон (1830 – 1896) на своей знаменитой (к сожалению, не в наших краях) картине «Пылающий июнь».
Лейтона можно с полным основанием считать счастливчиком и баловнем судьбы. Он родился в состоятельной семье потомственных медиков (между прочим, его дед был придворным врачом нашего царя Александра I, видимо оттуда и капитал), но когда в 9 лет, поправляясь после скарлатины, мальчик увлекся рисованием, родители не стали ему препятствовать, хотя весьма вероятно, рассчитывали, что он продолжит семейное дело. Впрочем, его отец, Эдвард Лейтон, преподаватель медицины, подошел весьма педантично к выбору призвания своего сына. Он взял рисунки отпрыска и отнес их показать скульптору

Судя по всему, родители обожали своего Фредерика, и после этого все их огромное состояние было использовано на то, чтобы поддержать мальчика в его выборе. Лейтон, в отличие от большинства своих коллег по цеху, никогда не нуждался в деньгах. Он имел возможность переехать в Лондон, чтобы учиться в Академии, куда его приняли даже раньше установленного возраста (по слухам, он прибавил себе несколько лет, но весьма вероятно, что имела место обычная взятка). Затем Лейтон

А когда после почти десятилетнего отсутствия он вернулся в Лондон, то ему не пришлось ютиться по чердакам и съемным мастерским. Для него уже был почти готов прекрасный собственный особняк, построенный недалеко от Холланд-парка.

А самое главное, это то, что он и сам смог приумножить фамильное состояние. Лейтон был стопроцентным академистом. Он писал очень качественные, и очень красивые картины, которые были исключительно далеки от реальной человеческой жизни и от реальной природы, но, тем не менее, очень нравились английской публике. Среди его поклонников был сам принц Уэльский, который приобрел одну из картин Лейтона. «Павония», сразу как тот объявился в Англии в 1859 году. Имея такого поклонника, можно было быть уверенным, что и все остальные его творения найдут своих покупателей.

Лейтон был поражен гибкостью и податливостью тела уснувшей девушки. До этого он не раз изображал спящих, но позы для них выстраивал сам, и эта сложность, но в то же время естественность модели, забывшейся глубоким сном, оказалась для него новым впечатлением, которое он поспешил зафиксировать на холсте.
Название картины тоже дает простор для разгадывания этого ребуса. Да, девушка одета в ярко-алый фантазийный наряд, античный, скорее всего. Над ней справа два ярко-алых цветка, полностью распустившихся, драпировка, на которой она лежит также красная, хотя и более сдержанного оттенка, скорее красно-коричневая. Отсюда определение «пылающий» и ощущение, почти физическое, тепла, окутывающего не толькогероиню, но и врителя. Но почему именно июнь?
Возможно, действительно в это лето 1895 года июнь в Англии выдался исключительно жарким, так

Во всяком случае, «Пылающий июнь» считается одной из самых значительных работ художника. Лейтон вообще помимо портретов специализировался или на многофигурных композициях на античные либо на исторические темы, или же писал странноватые одинокие женские фигуры в античных или условно исторических нарядах, которые никак не подписывал (мол, думайте сами, что я хотел этим сказать). «Пылающий июнь» тоже можно было бы отнести к этой серии, поскольку название картины в данном

Кстати о Дороти Дин и личной жизни Фредерика Лейтона. Он никогда не был женат,

А Дороти Дин была уроженкой одного из самых бедных рабочих районов Лондона. В мастерскую к Лейтону она попала совсем юной. Лейтон, говорят, был поражен ее совершенной античной красотой и, похоже, он относился к ней, скорее, как заботливый отец к дочери, а не как пылкий влюбленный. Он любил посещать дом ее родителей, где отдыхал душой (по его собственным словам). Он старался по мере возможностей дать ей образование, а по завещанию оставил ей очень приличную сумму денег. Но была ли Дороти любовницей Лейтона, так и осталось загадкой. Как и глубинный смысл картины «Пылающий июнь». Ведь невозможно думать, что это просто изображение красивой девушки в красном платье, которая устала и потому заснула в мастерской художника в жаркий июньский полдень 1895 года.
