5 июня 1898 года (через 99 лет минус один день относительно дня рождения Александра Пушкина) родился еще один великий поэт – Федерико Гарсиа Лорка. Еще один универсальный гений с трагической судьбой. Но помимо поэзии, драматургии, литературоведения, музыки, Лорка еще и рисовал. И как все люди такого масштаба, это делал исключительно талантливо. В этом году получается довольно круглая дата - 120 лет со дня его рождения.
После него осталось несколько десятков отдельных рисунков, иллюстраций к собственным стихам, рисунков для открыток, которые потом было отправлены друзьям и близким. К своему творчеству он вообще относился довольно небрежно, даже к поэзии. Есть, например, воспоминания кого-то из его друзей о том, как он в разгар какой-то вечеринки набросал на клочке бумаги стихотворный экспромт, показал приятелю, а затем скомкал бумажку и выкинул в урну. Его приятель украдкой вытащил этот маленький шедевр из мусора, и позднее он был вставлен в один из посмертных сборников поэта.
А с рисунками он обращался еще более небрежно. И, тем не менее, даже из того, что сохранилось, можно сделать несколько искусствоведческих выводов. Во-первых, рисунки Лорки, безусловно, относятся к так называемому наивному искусству. Работы Лорки полностью подходят под соответствующее определение, поскольку в область наивного искусства принято включать работы художников, не имеющих профессиональной подготовки, но желающих самовыразиться в области живописи. Но, в то же время, в рисунках Лорки явно прослеживаются черты сюрреализма и даже некоторое предвосхищение дальнейших творческих поисков Пабло Пикассо в области графики. Возможно, определенное влияние на поэта оказал его близкий друг Сальвадор Дали, в сестру которого, Ану-Марию, Лорка, судя по всему, даже был влюблен.
Лорка всегда работает как график, используя, чаще всего простые или цветные карандаши, реже тушь. Его рисунки, как правило, линеарны, их сюжеты непосредственно связаны с его творчеством. И в то же время в них явно можно отследить некоторые повторяющиеся элементы. Например, лица, как бы наложенные друг на друга, и при этом соединенные губами, обозначают своеобразный сюрреалистический поцелуй. Такой рисунок существует в нескольких вариантах. И в ряде из них, представляется очевидным, что поцелуй соединяет мужчин.
Еще одна повторяющаяся тема – сеньорита в ярком платье, в мантилье с веером в руках, как бы персонифицирующая его героинь: Ампаро («В белом платье сидишь ты одна у решетки окна…»), героиню «Сомнамбулического романса» («…ночами по грудь в тумане/ она у перил сидела/серебряный иней взгляда/и зелень волос и тела…») и т.д.
Любопытно, что образ героя-юноши чаще всего одет не в национальный испанский наряд, живописный костюм тореадора или традиционную одежду цыгана. Лирический герой Лорки чаще всего предстает в виде печального клоуна в цирковом или сценическом облачении паяца или моряка в традиционной бескозырке или шапочке. Очевидно, что это своего рода автопортрет автора, который все-таки отделяет себя от своих героев-испанцев.
В 1929 году Лорка посетил Нью-Йорк, где читал лекции в Колумбийском университете. Результатом этой поездки стали несколько рисунков, иллюстрирующих его новую книгу «Поэт в Нью-Йорке». Рисунки абсолютно точно соответствуют его уже сложившемуся к тому времени индивидуальному художественному стилю. Пространство листа заполнено мелкими деталями, изображения животных (намек на стихотворение «Рождество на берегах Гудзона») выполнены более детально, здания, без сомнения, небоскребы – более условны. В центре на некоторых рисунках появляются стилизованные лица, которые получаются как бы из свернутой или сложенной определенным способом веревочной петли. Такой образ встречается и на других рисунках Лорки, не относящихся к нью-йоркскому циклу. Возможно, это также персонификация самого поэта, его своеобразный автопортрет.
Еще один частый мотив в рисунках Лорки – рыбки, плывущие, летящие, висящие как бы на удочках, поставленных в вазу. Похоже, что это воплощение поэзии, слов поэта («…а за ними там и тут/ рыбки слов твоих плывут…»)
Считается, что на поэзию Лорки оказало большое влияние творчество Дали. Но скорее всего, поэт и художник шли параллельными курсами. Лорка даже как художник настолько самобытен и индивидуален, что не стоит искать у него прямых аллюзий на картины Дали, который на рубеже 1920-х-30-х гг. был еще начинающим художником, только ищущим свой путь в творчестве и свой индивидуальный художественный стиль.
Талантливый человек такого уровня, как Лорка, просто обязан был быть талантливым во всем. И как художник он вполне состоялся самостоятельно.
P.S. Многие в Испании хотели верить, а кто-то верит и сейчас, что Федерико не был расстрелян 19 августа 1936 года, и не был похоронен в братской могиле вместе с двумя тореадорами и старым школьным учителем, тем более, что в указанном месте никаких останков так и не нашли. Есть конспирологическая версия, что Лорка был только ранен, но его спасли и тайно вывезли в Аргентину. К несчастью после полученных ран он потерял память, поэтому и не дал о себе знать ни друзьям, ни близким. К несчастью, эта версия ничем не подкрепляется, а вод документы, свидетельствующие о расстреле поэта (из-за его социалистических взглядов, принадлежности к масонам и подозрений на гомосексуализм), увы, находятся в архиве Главного полицейского управления Гранады. Ему было 38 лет…