nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ДЭН БРАУН против ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ КАК НОСИТЕЛЬ ВСЕЛЕНСКИХ ТАЙН:
ФАКТЫ И ДОМЫСЛЫ

                              

          Гении такого масштаба, как Леонардо да Винчи, никогда не бывают до конца поняты ни современниками, ни потомками, ни позднейшими исследователями. И хотя биографию и творчество Леонардо изучали, начиная уже с 16 века, вокруг его личности осталось еще много загадок, которые никогда не будут полностью разрешены. И писатель Дэн Браун, бывший учитель английского и конспиролог-люитель, успешно воспользовался этим и создал довольно занятное для жанра интеллектуального детектива произведение, роман «Код да Винчи» (2003). Его главным достоинством, вероятно, оказалось то, что автор смог обратить внимание самой широкой публики на историю искусства эпохи Возрождения. Также как его предыдущий и гораздо менее успешный роман серии о Лэнгдоне «Ангелы и демоны» (2000) стал для туристов своего рода путеводителем по Риму и по архитектурным и скульптурным памятникам работы Бернини, а следующий опус, «Утраченный символ» (2009) – гидом по столице США, Вашингтону.
          Секретная организация, в которую якобы входил, и которой даже руководил Леонардо да Винчи, называется Приорат Сиона. Согласно Дэну Брауну (а также тем источникам, из которых он добыл эту информацию, в частности книге М.Байджента, Р.Лея и Г.Линкольна «Священная загадка») основной функцией Приората Сиона было сохранение некоей тайны. Священным секретом являлась информации о том, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине, у них были дети, их потомки основали первую династию французских королей Меровингов, и, главное, о том, что священная кровь потомков Христа и является священным Граалем (так что нечего тратить время на поиски чаш, каменй и прочих материальных предметов).
          Информация о существовании пресловутого Приората Сиона стала доступной для общественности после откровений некоего Пьера Плантара (1920-2000), по профессии чертежника, а по призванию – авантюриста, мистификатора и еще одного конспиролога-любителя. В середине 1950-х годов он объявил себя последним представителем Меровингов и единственным законным претендентом на французский престол (в стране, которая почти сотню лет уже является республикой, это, конечно, было невероятно актуально). Плантар и его соратники соорудили документы Приората Сиона, который существовал якобы с 1099 года, и в число членов которого входили все более-менее привлекательные для авантюриста личности, начиная от знаменитого алхимика Никола Фламеля и вплоть до Жана Кокто. Естественно, никаких реальных доказательств существования подобной организации нет, и, разумеется, Леонардо да Винчи никогда не был ее членом.

                                               

          Дэн Браун утверждает в своем романе, что Леонардо был язычником, что его увлекала идея женщины-богини, и что он использовал в своих полотнах тайные символы, дабы все эти идеи зафиксировать для потомков. Символика действительно присутствует в картинах художника, но эти же символы использовали и все его современники. Это были как типичные христианские мотивы: лилия, виноградная лоза, голубь и т.д., так и античные как, например, в картине «Леда и лебедь» 1508 года, ныне  утраченной.
        С церковью Леонардо никогда не конфликтовал в открытую. Вероятно, он мог высказывать некоторые вольные взгляды, особенно связанные с его интересами к научному знанию, но ничего еретического в них не было.
         У Дэна Брауна упоминаются несколько полотен Леонардо. Самые примечательные из них: «Мадонна в скалах» (у Брауна – из коллекции Лувра, но есть и второй вариант в Лондонской национальной галерее), «Джоконда», «Тайная вечеря».
          Дэн Браун утверждает, что «Мадонна в скалах» содержит скрытый смысл, направленный против традиционной церкви. Якобы монахи, заказавшие картину, это поняли, поэтому пришлось писать второй вариант. Это не так. Леонардо просто не закончил первую картину, поскольку он вообще довольно быстро охладевал к заказам, но после долгих судебных разбирательств ему все же пришлось вернуться к картине. И часть ее дописывали уже его ученики. Браун утверждает, что это не младенец Иисус благословляет маленького Иоанна Крестителя на картине, а, наоборот, из чего он делает вывод о том, что учение Иоанна было параллельной ветвью учения Христа. Вывод довольно сомнительный, если еще учесть, что он вообще перепутал младенцев.
          Что касается «Джоконды» (ну как же без нее!), то здесь Браун категорически утверждает, что это портрет самого Леонардо. Такая версия появлялась и у специалистов, но, естественно, никаких доказательств этого нет. Между тем, писатель развивает этот сомнительный тезис дальше и приходит к мысли, что в основе природы раннего христианства лежал гермафродитизм, и что в портрете есть прямые указания на приоритет Марии Магдалины в истинном христианском учении. Браун даже находит во втором названии картины «Мона Лиза» анаграмму имен египетских богов «Амон» и «Изис», представляющих мужское и женское начала.
          Все это очень занимательно, но известно, что Леонардо никогда не называл свою картину «Мона Лиза», а только «Джоконда». К тому же искусствоведы сходятся на мысли, что в данном случае самая банальная версия является самой верной, и на знаменитом портрете все-таки изображена жена богатого флорентинца Франческо Джокондо, а не Леонардо, его мать или кто-то еще не менее загадочный.
          Но больше всего тайн Дэн Браун открыл в «Тайной вечере». Эта фреска, выполненная для трапезной церкви Санта Мария делла Грация в Милане в 1495-97 гг., очень плохо сохранилась, поскольку Леонардо экспериментировал с техникой, но не смог из-за недостатка времени подобрать оптимальный состав красок. Фреска осыпалась, периодически ее пытались реставрировать или, хотя бы законсервировать, поэтому от первоначальной работы Леонардо там осталось немного. Естественно, делать глубоко идущие выводы на таком шатком фундаменте, по меньшей мере, некорректно.

                                       
          Тем не менее, Браун авторитетно заявляет, что апостол, сидящий справа от Иисуса Христа, это не Иоанн, а Мария Магдалина, что еще раз подтверждает то, что они были супругами. На самом деле это, конечно не так, пышные волосы, мягкое лицо, тонкие руки, согласно трактату самого Леонардо должны подчеркнуть молодость Иоанна. По его мнению, юношу следует изображать именно так, длинноволосым и без растительности на лице.

          Дэн Браун придумал еще массу оригинальных доказательств своей теории и сделал Леонардо носителем великой и ужасной тайны, хотя в действительности художник занимался, прежде всего, наукой и искусством, и меньше всего думал о вселенских заговорах и тайных обществах. В Италии рубежа 15 и 16 веков хватало и более насущных проблем.
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Затруднительное предложение. Ок.1715-16 Когда юный граф Юг-Каликст де Монморен должен был впервые явиться ко Двору, его мать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments