nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

РУКИ ДЛЯ ВЕНЕРЫ МИЛОССКОЙ:
ЗАЧЕМ ДОДЕЛЫВАТЬ АНТИЧНЫЙ ШЕДЕВР

     Даже человек, который совершенно не знаком с античным искусством, хотя бы раз в жизни встречал изображение этой самой знаменитой античной статуи. Венера Милосская давно уже стала символом идеальной женской красоты и воплощением всего античного искусства. А между тем она получила известность очень поздно, в 1821 году, год спустя после того, как была найдена на греческом острове Милос. И это совершенно удивительно для произведения искусства такого высокого уровня, ведь лучшие образцы древнегреческого искусства не терялись с эпохи античности, а во времена Ренессанса, когда многие короли, аристократы и даже римские папы  сознательно коллекционировали античные памятники, уже началось их изучение. К началу 19 века искусство Древней Греции, считавшееся тогда идеалом и образцом для подражания, было описано очень подробно.
     Скульптура Венеры традиционно называется Милосской по острову Милос (или Мелос), где она была найдена. С находкой повезло рыбаку и крестьянину Йоргасу Кастро Буттонису, который, работая на своем участке, наткнулся на древний склеп, где и была помещена статуя Венеры.
     Верхнюю часть крестьянин продал французскому посланнику маркизу де Ривьеру, который был страстным коллекционером. Нижняя, более тяжелая, осталась во владении турецкого султана. Спустя некоторое время маркиз смог выкупить и ее, и, собрав статую целиком, подарил ее французскому королю Людовику XVIII. Это был ловкий дипломатический ход, поскольку приобретена Венера была все же не совсем законно. Руки статуи в то время так и не нашли. Предполагалось, что они могли остаться на месте раскопок, либо тоже попасть в коллекцию турецкого султана, но никаких их следов на тот момент найдено не было.
     Людовик XVIII передал Венеру Лувру, и там она заняла свое законное место. Ученые определили ее как работу мастера пергамской школы эпохи эллинизма, выполненную приблизительно около 120 года до нашей эры. Возможно, ее автором являлся скульптор Агесандр. Он же предположительно был одним из скульпторов Пергама, сделавших копию знаменитого Лаокоона (вместе с Полидором и Афинодором).
       Все специалисты признают, что Венера Милосская – это подлинный  шедевр, который отличает идеальное представление о свободной и гармоничной личности, характерное для греческой скульптуры более ранней эпохи, эпохи высокой классики. Но здесь с поразительным мастерством выполнен контраст обнаженного тела и драпировки, а сама фигура показана в винтообразном движении. А это уже является одной из характерных особенностей скульптуры более позднего времени, эпохи эллинизма.
      В общем, проблемой оставались только руки статуи, о которых по-прежнему ничего не было известно. В 1872 году французский посланник в Греции Жюль Ферри разыскал семейство Буттонис. Самого Йоргеса Кастро уже не было в живых, но его сын и племянник, которые тоже видели скульптуру сразу после того, как она была найдена, утверждали, что руки у Венеры были, и что она держала яблоко, что напоминало о суде Париса, когда богиня была признана прекраснейшей. Но куда эти руки делись после раскопок и продажи статуи, Буттонисы не имели представления.
      На некоторое время поиски рук приостановились, но уже в наши дни опять стали появляться разные версии того, как Венера выглядела с руками, и куда они все-таки пропали.
       В 1964 году турецкий профессор Ахмед Ресим заявил, что руки Венеры хранятся в частной коллекции в Турции, и что владельцы готовы предоставить их, если Венеру перевезут в Стамбул на постоянное хранение. Представители Лувра заявили, что это натуральный грязный шантаж, и не пошли на соглашение. История постепенно затихла, а этих пресловутых рук широкая общественность так и не увидела.
После этого подобные сенсации возникали еще несколько раз. Например, в 1970-х годах некий бразильский миллионер приобрел якобы руки Венеры за 35 тысяч долларов, но выставить их смог только через три года после покупки. Специалисты Лувра, получив копии, однозначно заявили, что к Венере Милосской они не имеют никакого отношения.
      Многие пытались реконструировать руки Венеры, но, ни у кого из тех, кто приставлял руки в разных положениях к торсу, не получилось гармоничного образа. Венера сразу становилась уродливой, совершенство статуи исчезало.
      В наше время стало модно опровергать художественную значимость признанных шедевров. Венера Милосская тоже не избежала подобных разоблачений. У нее нашли искривление позвоночника и лишние килограммы, ее пропорции были признаны далеко не идеальными, нашлись изъяны и в лице. Были попытки оспорить ее древнее происхождение, которые, впрочем, провалились. И, несмотря ни на что, она по-прежнему остается шедевром и одним из самых знаменитых памятников античности. А кое-кто из наших современников даже совершенно серьезно утверждает, что ни в каких руках она и не нуждается.
Tags: истории, скульптура, сюжет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments