nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ШЕКСПИР ПО ГЕНРИХУ ФЮСЛИ

Часть 2.

        Судя по всему, начав свою новую жизнь в Лондоне, Фюсли очень быстро понял, что для английского общества огромное значение имеет театр. Он тотчас же сделался завзятым театралом, и с начала 1780-х годов в его творчестве начинают появляться шекспировские мотивы.
        Из всего многообразия драматургии Уильяма Шекспира, Фюсли явно выделял две его пьесы: «Макбет» и «Сон в летнюю ночь». Он обращался и к сюжетам других пьес – у него есть картины и рисунки по мотивам «Гамлета», «Ромео и Джульетты», «Короля Лира», «Виндзорских насмешниц», но все же более всего его занимал именно «Макбет» с его средневековыми почти сюрреалистическими страстями и «Сон в летнюю ночь» с чудесами,  превращениями и фантасмагорией.
        Еще до своего первого побега из Швейцарии, Фюсли подружился с известным швейцарским литератором и переводчиком Иоганном Якобом Бодмером. Именно Бодмер внушил своему юному ученику (Фюсли тогда было всего 14 лет), что главным в художественном творчестве должны быть чувство и воображение. Бодмер считал, что немецким писателям, создающим как раз в эти годы национальную немецкую литературу, не стоит ориентироваться на авторов французского классицизма, а стоит брать за образец средневековую немецкую литературу и английскую литературу. Сам он перевел на немецкий язык «Потерянный рай» Мильтона, и приобщил к своим интересам и юного Генриха. Очевидно, Бодмер просветил Фюсли и насчет Шекспира в том же нежном возрасте.
      А выбор любимых пьес для создания картин на их сюжеты как раз и возвращает Фюсли к этим детским беседам с наставником, поскольку в «Макбете» и «Сне в летнюю ночь», главным действительно оказываются сильные чувства и ничем не сдерживаемое воображение автора и его героев.
      В 1783 году Фюсли пишет сразу две картины по «Макбету»» «Три ведьмы» и «Леди Макбет – сомнамбула». Оба полотна точно следуют тексту шекспировской пьесы. На первом – ведьмы, изображенные в профиль, каждая – с пальцем, прижатым к губам (точная иллюстрация слов Банко), на втором – леди Макбет, впавшая в безумие после совершенного злодеяния, бродит по своему дворцу. Интересно, что одета леди Макбет во вполне современный художнику наряд: платье-рубашка с поясом, повязанным под грудью и трогательная голубая лента в растрепанных волосах, двое других персонажей на картине – придворная дама и врач, также вполне соответствуют повседневному облику людей конца 18 века. В сущности, это вполне конкретная иллюстрация даже не к тексту пьесы, а к театральной постановке соответствующей эпохи.
      С художественной точки зрения «Три ведьмы», конечно более эффектны и впечатляющи. Художник выстраивает три очень похожих (но не идентичных) жутковатых женских лица в профиль, подобно барельефу, причем основанием этой почти архитектурной конструкции служат руки героинь в белых рукавах простых рубах,  вытянутые вперед в указующем жесте пальцев. Фюсли лепит лица, используя контрасты более насыщенных и более высветленных коричневых тонов. Головы ведьм спрятаны под белыми чепцами, что сосредотачивает зрителя именно на лицах. При этом лица ведьм как бы выступают из глухого черного фона, что придают образам некий особый мифологизм. Работа действительно впечатляет, хотя в ней и нет никаких дополнительных спецэффектов. Она не кажется банальной иллюстрацией пьесы или зарисовкой театральной сцены, в отличие от той же «Леди Макбет – сомнамбулы».
      Позднее Фюсли использовал похожий композиционный прием в картине «Три ведьмы появляются перед Макбетом и Банко» (ок.1790), но ведьмы там изображены в полный рост, на них белые балахоны, подобные саванам. На картине также присутствуют Макбет и Банко, одетые в театральные средневековые костюмы, больше похожие на современные балетные. Макбет изображен в профиль, судя по тому, как он инстинктивно отшатнулся от ведьм (Банко даже придерживает его за пояс), он в данном случае испытывает ужас перед этим зрелищем и, похоже, не очень-то слушает, что они ему пророчат. Банко же смотрит на ведьм со скептическим выражением лица. Эту сцену встречи ведьм с Макбетом и Банко Фюсли повторял впоследствии неоднократно, и каждый раз изображал по-разному.
     Картина 1793 года «Макбет, Банко и три ведьмы» кажется более театральной, даже клубящиеся темные облака в верхней части полотна напоминают раздвинутый театральный занавес. Банко облачен во вполне типичные средневековые доспехи, на Макбете более фантазийный наряд, как будто составленный из чешуи дракона. Меч в руках Макбета испачкан кровью только что убитого им изменника Макдональда, также вполне театральная по своей многозначительности деталь. Ведьмы, одетые в струящиеся белые балахоны, кажутся призрачными фигурами, в отличие от вполне реалистичных, хотя и достаточно неприятных пожилых дам в картине «Три ведьмы». У зрителя даже может сложиться впечатление, что они возникли в воображении самого Макбета, а вовсе не были существами из плоти и крови. Хотя Банко явно тоже видит их и в данном случае впадает от этого зрелища в оцепенение. Не менее призрачным кажется и войско шотландцев, которое согласно тексту пьесы, явилось, чтобы поздравить Макбета с новым титулом. Как всегда Фюсли оставляет зрителю подсказки, высветляя фигуры ведьм, и, соответственно, акцентируя внимание именно на них, подчеркивая их значение для развития сюжета пьесы.
      Есть еще одно полотно 1793 года «Макбет» («Макбет советуется с ведьмами»). Там художник строит композицию иначе. Ведьмы находятся в центре полотна, и в данном случае их лица практически идентичны, как будто они обозначают некое коллективное воплощение зла. Перед ними стоит котел, в котором варится колдовское зелье, а на поверхности которого, весьма показательно как для Макбета, так и для зрителя возникают некие видения будущего, очевидно, связанные с Банко. Главенствующая роль ведьм в этой картине подчеркивается и указующими пальцами, которые направлены в сторону Банко. Банко расположен в самом низу полотна, фактически мы видим только его голову в средневековом рыцарском шлеме.
      Фигура Макбета сдвинута к левому краю холста, он опять одет в очень странный театральный костюм с короткими штанами, но при этом с металлическим шлемом на голове. Лицо Макбета освещено призрачным светом, сам он при этом становится похож на мертвеца или на призрак. Картина и сегодня производит довольно сильное впечатление, и надо себе представить, какой была реакция  современников художника. К тому же это было прекрасной рекламой и для новых театральных постановок «Макбета» и для новых переизданий пьесы.
      Судя по количеству картин, написанных на один и тот же сюжет, Фюсли более всего привлекала именно мистическая составляющая «Макбета». Кажется, что он, отдавая дань своим юношеским принципам, пытался найти своего рода баланс между свободой выбора человека и волей рока, которую невозможно преодолеть. В сущности, Фюсли закладывает здесь основы романтического художественного восприятия, весьма органично взращенного на классицистических принципах предыдущей художественной эпохи.

Продолжение следует…
Tags: картины, сюжет, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments