Часть 3.
Любопытно, что из всех комедий Шекспира Фюсли отдал предпочтение именно «Сну в летнюю ночь, пьесе сложной и многоплановой в композиционном отношении. И опять его более всего интересуют моменты, связанные с проявлением неких паранормальных явлений, волшебства и колдовства иными словами, либо с измененным состоянием человеческой психики.
В 1794 году Фюсли выставляет полотно «Титания и Основа с ослиной головой», иллюстрирующее один из самых фантастичных эпизодов пьесы, когда царица эльфов Титания оказавшись под воздействием волшебного сока, влюбляется в ткача Основу, который, к тому же оказался наделен ослиной головой.
На картине можно видеть почти буквальную иллюстрацию к тексту пьесы, когда Титания ласкается к Основе, а ее свита по ее приказу всячески ублажает ткача. Основа с огромной ослиной головой, явно смущенный вниманием такого количества необычайных существ, находится в самом центре картины. Эльфы уже украсили его голову драгоценным ожерельем из жемчуга и цветов, Титания нежно обнимает его и нашептывает ласковые слова. Интересно, что человеческая составляющая образа Основы, явно принадлежит крепкому мужчине в самом расцвете лет, занимающемуся физическим трудом, об этом свидетельствует и хорошо развитая мускулатура рук и ног, широкие плечи, мощная грудная клетка. По контрасту с ним Титания кажется существом нежным и хрупким. Художнику действительно удалось показать всю противоестественность связи королевы фей со смертным, которая оказалась возможной только благодаря колдовству.
Главных героев окружают самые необычные существа, составляющие свиту Титании. Очевидно, Фюсли с большим удовольствиям находил визуальное выражение для Горчичного Зерна, Душистого Горошка, Паутинки, Мотылька и прочих персонажей, которые в списке действующих лиц пьесы обозначаются как «феи и эльфы, покорные Оберону и Титании». Исследователи не всегда могут точно определить, кто есть кто на этой картине, но то, что странное существо с человеческим телом, но головой и крыльями насекомого является Мотыльком, не вызывает никаких сомнений. Пляшущая фея в правом углу картины очень похожа на жену Фюсли, которая была и его постоянной натурщицей. А позу, в которой она запечатлена, художник скопировал с античной вазы еще во время своего римского турне.
Феи и эльфы Фюсли у многих вызывают ассоциации с фантасмагорическими персонажами Иеронима Босха, однако, нет никаких свидетельств того, что художник был знаком с творчеством Босха, и вообще когда-нибудь видел хотя бы одну его картину. Основная масса полотен Босха сосредоточена в музее Прадо, но Фюсли в Испании не бывал. Хотя без сомнения он был знаком с картинами итальянских и немецких художников, написанными в так называемом жанре «шабашей», популярном в 16-17 веках, который позволял художникам на вполне законных основаниях изображать ведьм, оборотней, вурдалаков и прочую нечисть.
В правом верхнем углу картины запечатлен ухмыляющийся Пак, он же Добрый Малый Робин, плут и верный слуга Оберона, который и устроил всю эту неразбериху, доставляющую ему теперь откровенное удовольствие. У Фюсли есть и отдельное полотно «Пак», где он фактически пишет портрет одного из главных героев, причем самого волшебного из всех персонажей. Оба Пака, в принципе очень похожи, так что художник не стал развивать эту тему отдельно, а, просто выделил один его фрагмент в отдельное произведение.
Некоторые вопросы вызывают две молодые дамы в левом верхнем углу картины. Есть версия, что они тоже принадлежат к свите Титании, но, все-таки, скорее всего, это две «земные» героини пьесы, Гермия и Елена. Их вполне модные платья отличаются от фантазийных нарядов Титании и дам из ее свиты, более похожих на стилизованные античные. Кроме того, головные уборы фей – треугольные с всевозможными, вероятно волшебными знаками, начертанными на них, а шляпки девушек, декорированные перьями, вполне соответствуют моде второй половины 18 века.
В целом, как всегда у Фюсли, это вполне добротная иллюстрация к шекспировской пьесе, профессионально выстроенная в композиционном отношении. Уровень ее, возможно, несколько снижает определенная хаотичность в расположении волшебных существ вокруг главных героев, Титании и Основы.
Есть еще одна картина Фюсли на тот же сюжет, более ранняя, «Титания и Основа» 1790 года. В данном случае свита Титании выглядит не столь фантастически, и сама композиция более традиционно классицистическая. Если не знать о шекспировской тематике полотна, то вполне можно искать объяснение сюжета в каких-нибудь античных мифах. В целом, эта картина более всего похожа на запечатленную сцену из вполне традиционной сценической постановки.
Изучая творчество Генриха Фюсли, постоянно задаешь себе вопрос, что первично для его творчества: его личный интерес к паранормальному, начавшийся еще во время его юношеской дружбы с Лафатером, к каким-то самых ярким, но в то же время самым невероятным и нетипичным проявлениям человеческой психики? Или же это лишь работа на публику, удачные коммерческие проекты, которые принесли художнику успех и достаток, и в то же время позволили весьма профессионально скрыть некоторое несовершенство художественной техники человека, который так и не получил академического художественного образования. Очень может быть, что Иоганн Генрих Фюсли все-таки выбрал в своей жизни не ту дорогу…