ВОКРУГ СОКРОВИЩА


Янтарный кабинет начали делать еще для отца Фридриха Вильгельма I, первого короля Пруссии Фридриха I. Этот декоративный шедевр должен был поддержать славу короля как любителя и покровителя искусств. Предполагалось, что автором проекта был знаменитый Андреас Шлютер, но есть версия, что проект все-таки делал Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете, архитектор замка Шарлоттенбург, где и предполагалось установить Янтарную комнату.



Андреас Шлютер И.-Ф.Эозандер фон Гете Дворец Шарлоттенбург в Берлине
Работы длились с 1701 по 1713 годы, стоимость проекта составила 30 тысяч рейхсталеров.
Сначала для обработки янтаря был приглашен мастер Готфрид Вольфрам из Дании, но заказчик остался недоволен его работой, поэтому датчанина заменили двое немецких мастеров, Эрнст Шахт из Данцига и Готфрид Турау из Кенигсберга. Они разобрали уже смонтированную янтарную стену галереи и использовали янтарь для оформления небольшого кабинета. Получилось очень впечатляюще, и Петр I, увидевший Янтарную комнату во время своего визита в Берлин в 1716 году, загорелся идеей сделать что-нибудь подобное и у себя в Петербурге.
Король Пруссии не стал мелочиться, и подарил Петру оригинал. Янтарную комнату

Долгое время детали Янтарной комнаты хранились в упакованном виде в подсобных помещениях старого Летнего дворца, построенного Шлютером, а затем их перенесли в здание Зимнего дворца.





Янтарная комната. Общий вид Рокайльные мотивы Комод
Чтобы поддерживать Янтарную комнату в хорошем состоянии и следить за янтарем из Пруссии был специально приглашен янтарных дел мастер Фридрих Роггенбук. Специально для него в 1758 году был учреждена должность хранителя Янтарной комнаты. В 1775 года в янтарные рамы вместо картин Иоганна Гроота, были помещены четыре флорентийские мозаики из цветных камней, изображающих аллегории пяти человеческих чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние».
ДЕКОРАТИВНЫЕ ПАННО В ТЕХНИКЕ ФЛОРЕНТИЙСКОЙ МОЗАИКИ


Вкус Зрение


Слух Осязание и обоняние
В середине 19 века в центре зала установили модель памятника Фридриху II скульптора Христиана Рауха (оригинал украшал центр Берлина).

Янтарная комната. Фото 1912
В неизменном виде Янтарная комната существовала в Царском Селе до 1941 года. К


Немцы сняли и упаковали янтарные панели, а также все остальное, что находилось в комнате, и вывезли все это в Кенигсберг. Там, в музее Кенигсбергского замка Янтарная комната была частично смонтирована и представлена для всеобщего обозрения уже в ноябре 1941 года. Там же выставлялись и другие ценности, награбленные немцами на территории Советского Союза.


Кенигсбергский замок. 1935-43 Янтарная комната в Кенигсбергском замке. 1942


Во всяком случае, такова официальная версия,

Но многие не поверили в то, что Янтарная комната погибла. Она была слишком ценным трофеем, чтобы нацисты вот так элементарно бросили ее на произвол судьбы. Поэтому после войны очень многие специалисты, историки и историки искусства, а также журналисты, просто искатели приключений и авантюристы всех мастей пытались ее найти. Учитывая военную неразбериху того времени, было легко предположить, что кто-то все же вывез ящики с драгоценными панелями в более безопасные районы Германии, или же хотя бы попытался спрятать ее в самом Кенигсберге, благо немцы превосходно умели строить подземные бункеры и сооружать тайники.

Версию кладоискателей несколько подкрепило то, что на антикварных рынках Запада время от времени всплывали, и возможно, еще будут всплывать вещи, которые находились в Янтарной комнате: элементы меблировки и мозаичные панно. Но трудно сказать, происходят ли они из тех ящиков, куда Роде упаковал Янтарную комнату в 1945 году. Возможно, кое-кто из не слишком чистых на руку немецких военных проявил частную инициативу, и, воспользовавшись ситуацией, просто стащил кое-что по мелочи для себя, а потом смог вывезти это домой, при этом, не затрагивая основную массу янтарных панелей, упакованных в ящики.
Существуют несколько основных версий, где могут быть спрятаны пресловутые ящики с упакованными янтарными панелями:
· Янтарная комната спрятана в шахтах или бункерах на территории Германии, где-то в Саксонии или Тюрингии;


Долина Йонас в Тюрингии Замок Мариенбург в Польше
· Частично фрагменты Янтарной комнаты находятся в подземельях одного из старинных прусских замков на территории современной Польши;
· Янтарная комната находится на дне Балтийского моря, поскольку судно, на котором немцы вывозили ее из Кенигсберга, было потоплено советской субмариной;


Советская подлодка С 13 Разитый немецкий бункер в Калининграде
· Янтарная комната до сих пор спрятана в тайных бункерах под современным Калининградом, либо где-то на территории Калининградской области.
В любом случае, за время, прошедшее с окончания войны, никто Янтарную комнату так и не нашел, и ни одна из версий ее исчезновения достоверно не подтвердилась.
Именно поэтому и было принято решение ее восстановить. Вообще, соответствующее распоряжение было подписано еще в 1979 году, а два года спустя в Пушкине создали

В 1999 году Министерство культуры подписало соглашение с немецким концерном «Рургаз», который выделил на завершение работ по восстановлению Янтарной комнаты 3,5 миллиона долларов. Все работы должны были быть закончены к маю 2003 года, к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Реставрационные работы были завершены в установленные сроки, работа реставраторов

В конечном итоге на восстановление Янтарной комнаты ушло 23 года, 11 миллионов 350 тысяч долларов и 10 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарная комната на настоящий момент времени является самым грандиозным предметом ювелирного искусства, аналогов которому в мире нет.
