nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ПРЕРАФАЭЛИТЫ:
ГЛАМУРНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

    Прерафаэлиты – это группа английских художников и литераторов, которые в 1848 году образовали нечто вроде творческого союза, который назывался «Братство Прерафаэлитов». В ряды этого, как сказали бы сейчас, неформального творческого объединения вошли те, кто избрал своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения, то есть искусство, существовавшее «до Рафаэля». Основным достоинством художественных произведений этой эпохи молодые художники полагали религиозность, нравственную чистоту и даже некоторую наивность. Более всего их раздражал кондовый академизм, господствовавший в английском искусстве второй четверти 19 века, а также нарождающаяся буржуазная культура индустриального общества.
    Прерафаэлиты стремились уйти из действительности, которая их раздражала и даже пугала, в мир романтических грез, в более привлекательное для них прошлое или даже в придуманный мир фантазии, легенд и литературного вымысла.
    Академизм опирался на образцы Высокого Возрождения, отсюда происходит обращение прерафаэлитов к искусству более ранних эпох. Стоит добавить, что в отличие от остальной Европы, в Англии не были утеряны традиции готики, отчасти обусловившие самобытность английского искусства на протяжении 16 – начала 19 веков, поэтому в обращении прерафаэлитов к национальным художественным традициям, в сущности, не было ничего сверхъестественно оригинального.
      В «Братство Прерафаэлитов», просуществовавшее до 1853 года входили Данте Габриель Россетти, Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес. Их идейным вдохновителем был художник Форд Мэдокс Браун, который дружил с прерафаэлитами, но не входил в их «Братство». Позднее к кругу прерафаэлитов присоединились Уильям Моррис и Эдуард Бёрн-Джонс, которыеуже считаются прямыми предшественниками стиля модерн и символизма.
    Теоретиком «Братства» стал Майкл Россетти, родной брат Данте Габриэля, который также был увлечен идеями прерафаэлитов, но не имел никаких способностей к рисованию. Он достаточно четко изложил основные положения прерафаэлитов:
 1. художники «должны иметь гениальные идеи и выражать их»;
 2. они должны «внимательно изучать природу, чтобы затем уметь изображать ее»;
 3. истинному художнику необходимо «сочувствовать и любить все, что ясно, точно, серьезно и глубоко прочувствовано в предшествовавшем искусстве, и отрицать все, что может быть в нем условного, самодовольного, напыщенного и рутинно-заученного»;
 4. и, что самое важное, художник обязан «производить только вполне хорошие картины и статуи».
    Манифест, конечно, несколько наивный, но участники «Братства» честно пытались следовать его положениям, насколько это вообще было возможно при их уровне мастерства и таланта.
    Первая выставка «Братства» состоялась в 1849 году, сначала критика приняла новое художественное направление достаточно благосклонно, но затем прерафаэлитов начали критиковать, причем самой жесткой критике подверглась работа Джона Миллеса «Христос в родительском доме». Особенно усердствовал Чарльз Диккенс. В вину художнику поставили непочтительное отношение к религиозному сюжету. После этого прерафаэлиты предпочли писать картины на исторические или литературные темы. Тем более, что две работы Россетти, посвященные Деве Марии «Слуга Господня» и «Юность Марии» тоже были восприняты публикой негативно.
    Рассматривая картины прерафаэлитов можно заметить, что женские модели на них очень похожи. Действительно, в этом кругу культивировался определенный тип женской красоты (бледная рыжеволосая статная дама с четкими чертами лица, так сказать, «английская роза»), и моделями служили всего несколько женщин: Элизабет Сиддал, дочь торговца скобяными товарами, которая впоследствии стала женой Россетти, Фанни Корнфорт, гениальная натурщица и проститутка, и Джейн Моррис, жена Уильяма Морриса.
    Прерафаэлиты, подражая художникам 14-15 веков, создавали очень сложные в композиционном отношении картины, где тщательное отношение к передаче натуры сочеталось со стилизацией и сложной символикой. Художники этого направления старались отойти от темных тонов, использовали яркие и чистые краски, в чем-то даже предвосхищая импрессионистов. Однако реальная жизнь их практически не интересовала. Они писали картины, иллюстрирующие пьесы Шекспира, произведения Данте и Мэлори, а также полотна на исторические, философские или религиозные темы. Кроме того, достижения реалистической пленэрной живописи, проявившиеся еще в творчестве Джона Констебла и Уильяма Тёрнера, кажется, прерафаэлиты просто не заметили. Их, все-таки, более всего занимала содержательная, а не визуальная, собственно художественная, сторона искусства.
    Прерафаэлиты были чисто английским явлением, в России, да и нигде в мире, ничего подобного ни в это время, ни позже создано не было (кое-что похожее было создано примерно на полвека раньше в Германии, но это отдельная история о назарейцах и Гильдии святого Луки). Это связано с тем, что русские художники, например, в это время решали совершенно иные художественные задачи. Для них в ту же эпоху середины 19 века основным фактором, влияющим на творчество, был социальный заказ. Протест против академизма в России выразился не в уходе художников в мир красивых грез и философских размышлений, а в поисках правды жизни, и, в конце концов, вылился в «Бунт 14-ти» и в создании «Товарищества передвижных художественных выставок».
Tags: истории, стили и направления в искусстве, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment