
ГЛАМУРНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Прерафаэлиты – это группа английских художников и литераторов, которые в 1848 году образовали нечто вроде творческого союза, который назывался «Братство Прерафаэлитов». В ряды этого, как сказали бы сейчас, неформального творческого объединения вошли те, кто избрал своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения, то есть искусство, существовавшее «до Рафаэля». Основным достоинством художественных произведений этой эпохи молодые художники полагали религиозность, нравственную чистоту и даже некоторую наивность. Более всего их раздражал кондовый академизм, господствовавший в английском искусстве второй четверти 19 века, а также

Прерафаэлиты стремились уйти из действительности, которая их раздражала и даже пугала, в мир романтических грез, в более привлекательное для них прошлое или даже в придуманный мир фантазии, легенд и литературного вымысла.
Академизм опирался на образцы Высокого Возрождения, отсюда происходит обращение прерафаэлитов к искусству более ранних эпох. Стоит добавить, что в отличие от остальной Европы, в Англии не были утеряны традиции готики, отчасти обусловившие самобытность английского искусства на протяжении 16 – начала 19 веков, поэтому в обращении прерафаэлитов к национальным художественным традициям, в сущности, не было ничего сверхъестественно оригинального.


Теоретиком «Братства» стал Майкл Россетти, родной брат Данте Габриэля, который также был увлечен идеями прерафаэлитов, но не имел никаких способностей к рисованию. Он достаточно

1. художники «должны иметь гениальные идеи и выражать их»;
2. они должны «внимательно изучать природу, чтобы затем уметь изображать ее»;
3. истинному художнику необходимо «сочувствовать и любить все, что ясно, точно, серьезно и глубоко прочувствовано в предшествовавшем искусстве, и отрицать все, что может быть в нем условного, самодовольного, напыщенного и рутинно-заученного»;
4. и, что самое важное, художник обязан «производить только вполне хорошие картины и статуи».
Манифест, конечно, несколько наивный, но участники «Братства» честно пытались следовать его

Первая выставка «Братства» состоялась в 1849 году, сначала критика приняла новое художественное направление достаточно благосклонно, но затем прерафаэлитов начали критиковать, причем самой жесткой критике подверглась работа Джона Миллеса «Христос в родительском доме». Особенно


Рассматривая картины прерафаэлитов можно заметить, что женские модели на них очень похожи. Действительно, в этом кругу культивировался определенный тип женской красоты (бледная рыжеволосая статная дама с четкими чертами лица, так сказать, «английская роза»), и моделями служили всего несколько женщин: Элизабет Сиддал, дочь торговца скобяными товарами,

Прерафаэлиты, подражая художникам 14-15 веков, создавали очень сложные в


Прерафаэлиты были чисто английским явлением, в России, да и нигде в мире, ничего подобного ни в это время, ни позже создано не было (кое-что похожее было создано примерно на полвека раньше в Германии, но это отдельная история о назарейцах и

