САЛОНЫ ФРАНЦИИ: ХОЗЯЙКИ И УЧАСТНИКИ
Часть 12.

В целом, положение представителей артистического мира в XVII-начале XVIII века было достаточно плачевным. Адвокат парижского парламента Матье Маре говорит в "Дневнике и письмах": "Поэзия - дурное ремесло, доводящее своего хозяина либо до голодной смерти, либо до виселицы. В наши дни мы видели, как [Жан-Батист] Руссо, известный своими талантливыми стихами с хорошими рифмами, был осужден на вечное изгнание и вынужден покинуть пределы королевства и жить на субсидию, получаемую от принца Евгения [Савойского], а Аруе [Вольтер] был посажен в Бастилию".


Жан-Батист Руссо Евгений Савойский
Весь XVIII век длится борьба представителей третьего сословия, а также творческой интеллигенции за право посещать салоны наравне с дворянством. Сначала равенства добиваются одиночки, например, Вольтер или Адриенна Лекуврер, а к концу века в салонах стирается сословная грань, и философа или музыканта принимают на равных с принцем или герцогом.


Вольтер Адриенна Лекуврер



Мадам де Парабер герцог Орлеанский (регент)
Это связано с тем, что еще в XVII веке женщина во французском обществе приобретает особый статус, который окончательно утверждается в XVIII веке. Монтескье так писал об этом:





Мадам дю Деффан Мадам де Тансен Мадам Жоффрен Мадам де Ламбер
Хозяйка салона представляла собой единовластную царицу маленького государства. Ее влияние устанавливалось связями, богатством или удачей. Маркиза дю Деффан в своем салоне могла демонстрировать роскошь обстановки, мадам де Тансен близко знала кардиналов, маршалов, президентов парламента и лейтенантов полиции. Мадам Жоффрен, происходившая из буржуазии, была обязана своей ролью в обществе своему богатству, мадам де Ламбер привлекала изысканностью, мадемуазель Лепинасс – своим шармом.
Хозяйка не должна была быть слишком молода, поскольку в ту эпоху считалось, что только зрелая женщина может иметь право отстаивать свой свободный выбор друзей или кавалеров. Однако право свободного приема имело и другую сторону. Очень часто хозяйке приходилось терпеть не слишком приятных гостей, зачастую она оказывалась пленницей в своем собственном доме, не имея возможности посетить театр, друзей, уехать на лето за город, поскольку брала на себя негласное обязательство принимать всех ежедневно в определенные часы, чаще всего вечерние.



Мадемуазель Лепинасс мадам Дюпен мадам д`Эпинай
Мадемуазель Лепинасс, например, принимала в течение двенадцати лет каждый день с пяти до девяти часов вечера, она почти никогда не бывала на спектаклях и не выезжала в деревню. У многих перерывов в салонных собраниях не было даже в деревне: мадам Дюпен принимала в Шенонсо, мадам д'Эпинай в Ля Шевретт, герцог и герцогиня де Шуазель - в Шантелу.



герцог де Шуазель герцогиня де Шуазель пагода замка Шантелу
Но серьезной компенсацией для хозяйки служила постоянная возможность обосновывать свою свободу и личные вкусы. А ее "друг" иногда являлся "предметом мебели" столь же необходимым в салоне как "свой" иностранец и "свой" писатель.
В салоне была еще одна обязательная фигура: штатный гений, который мог вовсе и не оставить следов в истории, науке или культуре, но зато являлся эталоном мыслителя для маленького кружка людей, собиравшихся в салоне.
Монтескье в "Персидских письмах" так описывает подобную личность: "На-днях мне случилось быть в одном обществе, где я встретил необыкновенно самодовольного человека. В четверть часа он разрешил три вопроса морали, четыре исторические проблемы и пять физических задач. <...> Я никогда не видел столь универсального мастера решать все на свете: его ум ни на мгновение не затруднялся какими бы то ни было сомнениями. <...> И о... [текущих новостях] он высказывал безапелляционные суждения".


Жан-Жак Руссо Дени Дидро
Однако наиболее известные салоны (графини де Ламбер, госпожи Дю Деффан, госпожи де Тансен) оказали огромное влияние не только на французскую, но и на общеевропейскую культуру, на развитие просветительской идеологии энциклопедистов. Их посещали и Вольтер и Руссо, и Дидро.


Франсуа Куперен Леопольд Моцарт и его дети в салоне
"Штатными музыкантами" в разных салонах в разное время были и Куперены, и Рамо, и дети Леопольда Моцарта Наннерль и маленький Вольфганг Амадей.

Продолжение следует…