nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ХУГО СИМБЕРГ. РАНЕНЫЙ АНГЕЛ
      
       Иногда случается так, что художник, не слишком известный, скажем, за пределами своей родины или узкого круга своих единомышленников, вдруг создает картину, которая навечно вписывает его имя в историю мирового искусства.
    Так, например, случилось с «Криком» Эдварда Мунка. Нет, его имя, наверное, помнят все, благо оно легко запоминается. Но вот кто кроме специалистов или тех, кто все же побывал в каком-нибудь норвежском художественном музее, так, навскидку, назовет хотя бы еще пару других его работ?
      А с финским художником Хуго Симбергом ситуация еще более интересная. Имя его знают немногие, но вот одну из его картин, вероятно, видели практически все. Это полотно под логичным названием «Раненый ангел». Картину сейчас любят помещать на обложки самых разных книг, в основном произведений писателей или поэтов ХХ века или философских трудов того же времени.
    Хуго Симберг был младшим современником Мунка, его творчество относят к финскому, или, если брать шире, скандинавскому символизму. Симберг не был самоучкой, но академического образования не получил. Он учился в Выборгской рисовальной школе любителей искусств, в Художественной школе Финского художественного общества в Хельсинки, несколько раз брал уроки у Аксели Галлен-Каллела, одного из самых известных и именитых на тот момент финских художников-символистов. Но все-таки, нигде курса так и не закончил, и предпочел искать свой собственный путь в творчестве. Сам он утверждал, что наибольшее впечатление на него произвело творчество Арнольда Бёклина. К этому можно добавить интерес к национальному фольклору, своеобразное отношение к религии и особенности личности самого художника.
    Творческое наследие Симберга весьма значительно, в него помимо живописных и графических произведений, входят также и сделанные им фотографии, так как он был еще и очень талантливым фотохудожником (считается, что он одним из первых оценил творческие возможности фотографии и выделил ее в самостоятельный вид искусства).
    Период, предшествующий написанию «Раненого ангела» был для художника очень насыщенным. В 1898 году после того, как его картины получили одобрительные отзывы на ежегодной Осенней выставке финских художников, Симберга приняли в Союз художников Финляндии и пригласили преподавать в Выборгской рисовальной школе  (которую он так и не закончил в свое время). Затем было путешествие по Кавказу из Тифлиса в Дагестан, и почетный диплом на Всемирной выставке в Париже за картину «Осень» (1895). И, наконец, он получил стипендию для творческой поездки по Европе. Вероятно, напряженная работа и постоянная необходимость участвовать в каких-то публичных мероприятиях не лучшим образом сказались на состоянии психики художника. В итоге у него случился нервный срыв, и он оказался в психиатрической лечебнице Каллио в Хельсинки. Он лечился почти полгода, а выйдя из клиники весной 1903 года начал писать «Раненого ангела».
    Картина очень лаконична и по композиции, и по колористическому решению, почти монохромному. Возможно, именно поэтому она так легко запоминается. На полотне мы видим двух мальчиков, которые несут на простых носилках с перекладиной ангела с повязкой на голове, закрывающей глаза, и раной на крыле. Похоже, что ангелу прострелили крыло, либо пулей, либо стрелой (судя по небольшой ране), после чего он упал с небес, повредив голову, оттого и понадобилась повязка. Ангел вполне традиционного вида, в белоснежном одеянии, со светлыми волосами и большими белыми крыльями. В принципе, можно предположить, что это обычные дети – два мальчика и девочка, которые играют в какую-то странную игру.
      Дорога, которую изображает Симберг, это вполне реальный пейзаж –дорога к школе для слепых девочек и приюту для инвалидовв парке Эляйнтарха, районе Хельсинки, на заднем плане – бухта Тёёлё. Симберг неоднократно фотографировал и рисовал это место. Недалеко оттуда находилась и клиника, где художник лечился. В тех краях вообще были размещены многие благотворительные учреждения столицы Финляндии, а публика попроще любила ходить туда на прогулки. На картине черты реального пейзажа несколько обобщены, что вполне понятно для такого сюжета.
       Самое загадочное в этой картине, разумеется сам сюжет. Некоторые художники любят объяснять публике, что они имели в виду, изображая те или иные детали на своих полотнах, но Симберг к ним явно не относится. Он оставил сюжет «Раненого ангела» открытым для толкований. Известно только то, что его вдохновляли не только пейзажи в окрестностях психушки, но и картины мастеров Северного Возрожения, итальянского Проторенессанса и прерафаэлитов, которые он видел во время поездки по Европе в 1896-97 гг. Во всяком, случае, различные вариации на тему скорбящего ангела он точно видел.
       Сейчас традиционно принято объяснять сюжет картины идеей уязвимости, слабости, незащищенности детства. Ангел – невинная душа – символизирует ребенка. Две мальчиков в черном изображают смерть и, возможно, дьявола. Симберг вообще очень часто изображал черта и смерть в паре. В качестве смерти традиционно выступает мальчик в шляпе, идущий впереди. Второй ребенок, который смотрит на зрителя, также мрачен и сосредоточен. Это, конечно, только одно из толкований сюжета. Искусствоведы так и не сошлись во мнении, насчет того, символизируют ли дети, несущие носилки, добро или зло. Несут ли они бедного ангела в школу для слепых девочек, чтобы ему оказали помощь, или они хотят утащить его подальше, туда, где нет свидетелей, и сделать с ним что-то плохое. Впрочем, Симберг помещает в руку ангела букет подснежников, как символ возрождения и выздоровления, и, возможно, это касается выздоровления самого художника от его нервного срыва.
       Есть версия, что картина вообще обозначает противостояние жизни и смерти, в другом варианте, речь идет об уязвимости человеческой души, не обязательно детской. Повязка на глазах ангела, если отрешиться от прямолинейно-утилитарного смысла, может обозначать желание изолироваться от мира, не видеть зла, которое в нем происходит и таким образом сохранить свой внутренний мир, свою душу в неприкосновенности. Либо это может быть еще одно воплощение актуальной и даже модной для ХХ века идеи о том, что глаза человека слепы, а видеть может только душа (сердце).
    Но лично у меня есть своя версия, связанная с предчувствием грядущих мировых катаклизмов, которые полностью изменят и перевернут мир в ХХ веке. Художники очень часто улавливают некие предзнаменования грядущих трагедий и, как умеют, рассказывают о них на своих полотнах языком живописи.
       Первое, что бросается в глаза – это направление движение процессии - оно обратное, справа налево, как будто из будущего в прошлое, не вперед, а назад. Это можно трактовать так, что впереди слишком опасно, и нельзя получить помощь, надо возвращаться туда, где тихо, спокойно и стабильно. Ангел не просто упал и сломал крыло, он был сражен в полете. Ангелы в живописи вообще символизирую Божьих посланников, а иногда ангел является и ипостасью самого Господа. А это значит, что Божественное, что само Небо, Горний Мир становится уязвимым для реалий нового времени. А если Бог не может защитить даже своих ангелов, может ли Он защитить человека, более уязвимого и беззащитного? Сможет лиОн защитить физическое тело человека, и, что гораздо важнее, его душу? Художник не дает ответа на этот вопрос, но маленький букет подснежников в руке ангела все же дает нам надежду на спасение и на чудо.
       Позднее Симберг повторил этот сюжет в росписях собора святого Иоанна Богослова в Тампере, добавив к каноническому изображению одну маленькую деталь – на заднем плане, на другом берегу залива появились заводские трубы, выпускающие в небо сизый дым, обозначив, таким образом, еще одну грядущую проблему.
       Впрочем, для самого Хуго Симберга «Раненый ангел» стал символом выздоровления и своего рода возрождения. После клиники он отправился в большое путешествие по Франции, Италии, Испании и Северной Африке, затем выиграл первую премию на национальном конкурсе портретистов и получил заказ на роспись собора Св.Иоанна Богослова в Тампере. У него все наладилось. Впрочем, после 1910 года он практически отошел от живописи, уехал из Хельсинки в Эхтяри, перестал появляться в художественных кругах, но зато в это же время женился и посвятил себя жене и двоим детям.
       Хуго Симберг умер в возрасте 44 лет в 1917 году. Символично, не правда ли?
Tags: истории, сюжет, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments