
«ЛЮБОВНИКИ МОЕЙ ЖЕНЫ»VS «АПОФЕОЗ КОШЕК»
Всеобщая любовь к котикам в разных ее проявлениях захватила и мир искусства. Искусствоведы внезапно вспомнили и вытащили на свет божий не слишком известные картины художников, о которых говорят «широко известны в узких кругах». В их числе оказалось и очень любопытное полотно Карла Калера (кто не знает Карла Калера?) «Любовники моей жены». Картину перепродавали на аукционе в 2015 году, и она снова (как и в начале 20 века) привлекла внимание широкой публики, правда на довольно короткое время. А между тем, это весьма показательное произведение, которое с довольно неожиданной стороны рассказывает о вкусах и пристрастиях людей рубежа 19-20 вв.
Итак, первый герой моего повествования – Карл Калер, малоизвестный художник австрийского

Он обосновался в Калифорнии, и каким-то образом свел знакомство с Кейт Бёрдселл Джонсон, миллионершей, филантропкой и большой любительницей кошек и прочей живности. По неподтверждённым данным, у Калера мог быть с ней роман, хотя она и была его старше более, чем на двадцать лет (кого и когда останавливала разница в возрасте).

Калер писал картину три года. Он поселился в имении, добросовестно изучал кошек, их привычки

Название картины «Любовники моей жены», согласно распространенной легенде, придумал муж миллионерши. Правда, он умер за год до того, как она заказала Калеру картину, но, возможно, разговоры о ее «любовниках» были привычной семейной шуткой. На полотне изображено 42 кошки, в основном, ангорки безупречного экстерьера, в центре – глава прайда, кот Султан. Миссис Джонсон привезла этого красавца из Парижа, где заплатила за него 3 тысячи долларов (для сравнения – Калер получил за картину 5 тысяч долларов). Кошки на полотне представлены в немного большем масштабе, нежели их натуральный размер.
Картина считается самым большим произведением в мире с изображением кошек (ее размер 180х260 см). В свое время она была показана на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго, где была признана сенсацией. После смерти миссис Джонсон в том же 1893 году ее продали с аукциона, и ее приобрел галерейщик Эрнест Хакетт из Сан-Франциско, потом ее еще несколько раз перепродавали. В 1940-х годах ее купили некие супруги Джулиан, которые возили ее по стране вместе с выставкой кошек. И, естественно, опять был успех и фурор.
Но если «Любовники моей жены» действительно являются по размеру полотна самой большой «кошачьей» картиной в мире, то по количеству изображенных котов и кошек с ней вполне может соперничать «Апофеоз кошек» Теофиля Стенлейна.

Трудно сказать, был ли Стейнлен кошатником от рождения, но когда в 1878 году он перебрался из Швейцарии в Париж, то очень быстро свел знакомство с посетителями артистического кабаре «Черный кот» (“Chat noir”), среди которых был, например, Анри де Тулуз-Лотрек, а, главное, с его хозяином Аристидом Брюаном. Для Брюана он исполнил огромное количество афиш и плакатов, и на многих присутствовал пресловутый черный кот.
Еще одой стороной творчества Стенлейна были картины и зарисовки из жизни простых людей,

«Апофеоз кошек» представляет собой изображение своеобразного собрания всех котов Парижа (на заднем плане – один из парижских мостов) на одной из подходящих крыш на окраине городе (скорее всего, это Монмартр) в полнолуние. Возможно, дело происходит в марте, и это сборище связано с


Конечно, художественные стили, в которых работают Келер и Стейнейн диаметрально противоположны. Келер – представитель канонического салонного академизма с прекрасной художественной техникой выпускника академии художеств и тонким чувством колорита, а Стейнлейн – один из родоначальников модерна, почти самоучка, довольно посредственый колорист, но прекрасно владеющий линией.

