nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ДЕТЕКТИВЫ И ИСКУССТВО

ОБ ИСКУССТВЕ В ДЕТЕКТИВАХ ЭДИТ НАЙО МАРШ:
АГАТА ТРОЙ VS ВАНЕССА БЕЛЛ

       Как проще всего ввести тему искусства в детектив? Ведь это же такой эффектный фон для того, чтобы развернуть драматическое и остросюжетное повествование. Конечно, можно придумать какую-нибудь кражу из музея или убийство в особняке коллекционера, но вот Эдит Найо Марш решила эту проблему иначе, и сделала художницу одной из серийных героинь, наряду с постоянными коллегами, слугой и друзьями своего главного героя, суперинтенданта Родерика Аллейна.
       Эдит Найо Марш – одна из наиболее значительных детективных писательниц Англии эпохи золотого века (1918-1939). Вообще-то по рождению она была новозеландкой, точнее ребенком из семьи первых колонистов.
       Найо Марш родилась в новозеландском городе Крайчестер. Ее второе имя – Найо – это маорийское слово, которое означает «отражения в воде» (или «умненькая»). Оно было выбрано ее дядей. Такие имена европейские переселенцы, которых называли «пакеха», часто давали своим детям. Мать Найо была актрисой, поэтому девочка с детства полюбила театр, хотя увиденная в детстве сцена смерти Джульетты от яда произвела на нее сильнейшее впечатление и неизлечимую фобию – Найо боялась умереть от отравления. Любопытно, что этот метод убийства, весьма излюбленный среди детективных писательниц, она почти не использует в своих книгах.
      Родители Найо были людьми небогатыми, они всю жизнь копили деньги на дом в более престижном районе, но все равно постарались дать дочери хорошее образование. Сначала Марш училась в Сент-Маргарет-колледже, а затем в 1915–1920-х  годах в Кентерберийском университете все в том же Крайчестере. Между прочим, она изучала историю и теорию искусств. После университета она профессионально занималась рисованием, и ее работы даже выставлялись в местных галереях, а также писала путевые заметки в новозеландские газеты. В 1920–1923 годах Марш была актрисой в новозеландских труппах, а затем, с 1923 по 1927 работала режиссером и ставила, причем довольно удачно, Шекспира.
      В 1928 году по приглашению знакомых она приехала в Лондон, где осталась надолго. Сначала она подрабатывала манекенщицей, а затем вместе со знакомой, некоей миссис Таху Родес, открыла в Найтсбридже небольшую дизайнерскую фирму «Тач энд Гоу», занимавшуюся оформлением интерьеров и театральных постановок, и дела ее пошли достаточно удачно. Однако Марш чувствовала, что такая деятельность не дает ей возможности полностью себя реализовать, и решила попробовать себя на писательском поприще.
      Как она сама рассказывала впоследствии, идея написать детективный роман родилась у нее дождливым днем 1932 года, когда, закончив читать роман «то ли Кристи, то ли Сейерс», она задумала свое произведение, в основе которого должна была лежать идея салонной игры «в убийство». Так появился на свет ее первый детектив «Игра в убийство» (A Man Lay Dead, 1934). В этом романе уже действует постоянный герой ее серии – суперинтендант Скотланд-Ярда Родерик Аллейн.
После этого она начинает публиковать по одному роману в год с небольшими перерывами вплоть до 1982 года, когда уже посмертно вышел ее последний роман «Light Thickets».
       Агата Трой появляется в седьмом по счету романе Найо Марш «Artists in Crime» (1938, в русском переводе «Маэстро – вы убийца!») До того времени в качестве излюбленного антуража у Марш выступал театр, но в данном случае действие было перенесено в частную художественную студию, а основными персонажами и, соответственно, подозреваемыми, стали художники.
       Действие романа начинается на борту парохода, который идет из Окленда в Ванкувер. Родерик Аллейн с удовольствием наблюдает, как молодая женщина в рабочем халате и замызганных брючках с зеленой кляксой на щеке лихорадочно пишет пристань Сувы:
       «…Картина была написана решительными, немного нервными мазками. Голубовато-розовые и ярко-зеленые тона сочетались в ней с удивительно естественной гармонией, как слова тщательно составленной фразы…»
       Достаточно конкретное описание картины и внешности Агаты Трой наводит на мысль, что прототипом Агаты Трой была какая-то реальная и известная художница соответствующей эпохи. Постепенно в процессе развития действия в романе выясняются и другие подробности биографии Агаты Трой.
       В момент встречи с Аллейном Агате Трой было, вероятно, немногим больше тридцати лет, поскольку к этому времени она успела получить художественное образование и определённую известность в художественных кругах, у нее даже прошла успешная персональная выставка. Марш описывает ее как худенькую, темноволосую молодую женщину, с короткой стрижкой, тонкими чертами лица и выразительными темно-синими глазами. Трой из хорошей семьи, ее происхождение позволяет ей посещать светские мероприятия в качестве равноправной гостьи, хотя светская жизнь ее не интересует. Трой имеет свой дом с мастерской в деревне недалеко от Лондона, где преподает в собственной студии, так что вокруг нее постоянно собирается кружок единомышленников.
     И так получается, что многие из этих обстоятельств жизни Агаты Трой очень похожи на факты жизни и творческой биографии английской художницы Ванессы Белл. Далеко не все, конечно. Совершенно невозможно сказать, что Ванесса Белл была однозначным и единственным прототипом Агаты Трой, но кое в чем у них есть весьма существенное сходство.
       Во-первых, происхождение. Ванесса Белл родилась в очень непростой семье. Ее отец – литератор и издатель Лесли Стивен. А тетка – первая в Англии женщина-фотограф Джулия Камерон. Во-вторых есть некоторое сходство во внешности: Ванесса Белл тоже худенькая и темноволосая, правда у нее на всех фотографиях другая прическа, длинные волосы, заколотые в пучок.
       Конечно, Белл была предположительно лет на двадцать старше Агаты Трой. Когда она начала учиться живописи, а это было на рубеже 19-20 вв., то ей пришлось поступить на женское отделение Школы живописи при Королевской Академии. У Трой уже не было таких проблем, и в ее студии парни и девушки занимались вместе. Впрочем, судя по всему, Найо Марш не слишком четко выстраивала хронологию в своих романах. Вообще, среди детективных писателей есть и те, кто отказаляь менять возраст своих героев с течением времени (у Рекса Стаута Арчи Гудвину на протяжении всех 40 лет серии 35 лет, а Ниро Вульфу – 55), и, похоже, что Марш тоже придерживалась этого принципа.
      У Ванессы Белл и ее второго (гражданского) мужа художника Дункана Гранта (от первого, литератора Клайва Белла, она получила фамилию и двоих сыновей) был дом в деревушке Чарльстон в Сассексе. Прелестный двухэтажный особнячок с мастерской, в котором Белл с семьей жила наездами с 1916 года, а постоянно поселилась в 1939), очень напоминает дом Агаты Трой Татлерз-Энд в деревне Боссикот графства Бэкингемшир.
       Но главное, что объединяет реальную Белл и вымышленную Агату Трой, это творческая манера. В романах Найо Марш упоминаются, в основном портреты и, реже пейзажи, которые пишет Агата Трой. Успех принёс ей портрет королевской четы, очевидно она писала короля Георга VI и королеву Елизавету, родителей нынешней королевы Великобритании. Позже она написала портрет Родерика Аллейна (он счел его «блестящим, но каким-то тревожным»), а в романе «Занавес опускается» («Последний занавес», «Final Curtain», 1947), Трой пишет портрет известного актера Генри Анкреда в образе Гамлета (и невольно оказывается втянутой в расследование убийства своего заказчика).
       Вот и Ванесса Белл в основном пишет портреты и пейзажи, иногда в сочетании с натюрмортами. И реальной и вымышленной художницам свойственна специфическая манера в использовании цвета, определено ориентированная на работы французских постимпрессионистов и, особенно, фовистов. В портретах Белл очень сильны индивидуальные характеристики моделей, которые она выражает с помощью резкого, почти ядовитого колорита и плоскостной композиции. Во всяком случае, обеих художниц отличает энергичная, яркая и сугубо индивидуальная манера письма.
       Только в личной жизни у Ванессы Белл и у Агаты Трой наблюдается кардинальное различие. Литературная Агата Трой в финале романа «Смерть в белом галстуке» («Смерть на балу», «Кто подставил Слоненка Готспелла?», «Death in a White Tie», 1938), принимает предложение Родерика Аллейна, и остается с ним в идеальном браке вплоть до последнего романа серии.
       Реальная Ванесса Белл выходит замуж сначала за друга своего брата, Клайва Белла, затем изменяет ему с художником и искусствоведом Роджером Фраем, оставаясь при этом в браке. Далее следует путешествие в Италию, в котором кроме четы Беллов и Фрая принимает участие и еще один художник, Дункан Грант. У Ванессы завязывается роман и с ним, хотя Грант был гомосексуалистом, и никогда этого особенно не скрывал. В итоге, в течение некоторого времени она, похоже одновременно состояла в отношениях сразу со всеми тремя своими мужчинами. Кроме двух сыновей, рожденных в законном браке, Ванесса родила еще и дочь от Гранта (к слову, у Агаты Трой и Родерика Аллейна был только один сын).
      Образ Агаты Трой у Марш так и не претерпел никаких изменений, она до последнего романа оставалась талантливой и ироничной художницей и верной супругой своего мужа-полицейского. А вот Ванесса Белл сильно изменилась с тех пор, как была юной богемной бунтаркой. Она пережила слишком многое: раннюю смерть  возлюбленного Роджера Фрая, гибель старшего сына на войне в Испании, самоубийство любимой сестры, знаменитой писательницы Вирджинии Вулф. И в конце жизни она оказалась супругой (хотя и неофициальной) остепенившегося Дункана Гранта, и счастливой бабушкой множества внуков, которые регулярно навещали ее в доме в Чарльстоне. Реальная жизнь бывает, подчас, гораздо изощреннее, чем самый изощренный вымысел…
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments