nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

НЕМНОГО О ГОЛЛАНДСКИХ КОТИКАХ

        Когда мы видим изображение кошки на картине современного художника, или, по крайней мере, художника, работавшего в ближайшие к нам пару столетий, мы очень легко понимаем ее символическое значение. Кошка может быть символом домашнего уюта, как в «Сватовстве майора» Павла Федотова, а может обозначать глубинную сущность женской натуры, независимой, непредсказуемой и дьявольски привлекательной, как в «Олимпии» Эдуарда Мане.
        Но кошки, которые довольно часто появляются в голландских  и фламандских натюрмортах 17 века, имели гораздо более сложные и неоднозначные символические связи с сюжетами картин. Вообще, название «натюрморт», которое принято для соответствующего жанра во французском языке и оттуда перекочевало и в русский, не совсем верно. Гораздо более точно выразились англичане, использовав выражение «still life» - «тихая жизнь», тем более, что в голландских натюрмортах 17 века присутствует огромное количество живых существ: птицы, насекомые, змеи, ящерицы и животные.
        Мы привыкли относится к этим картинам как к прекрасно исполненным иллюстрациям из жизни Голландии или Фландрии 17 века, но на самом деле художники вкладывали в свои работы дополнительный, символический смысл. Каждый элемент, изображенный на таком полотне, составлял часть своеобразного скрытого повествования, смысл которое современники считывали без труда, а мы сегодня подчас не можем понять даже фрагментарно.
        Итак, кошки жили практически во всех голландских домах, и скорее всего это были именно те короткошёрстные полосатые звери с длинным телом и длинными хвостами, ловкие и любопытные, которых мы чаще всего и видим на голландских натюрмортах.
        Любопытно, что изображение кошки на картине может иметь и положительный, и негативный смысл, что вполне согласуется с исторически сложившимся представлением о двойственности кошачьей природы. С одной стороны, кошка символизирует  ловкость и свободолюбие, вполне позитивные качества. Иногда кошку даже изображали с полосками на спине, которые складывались в изображение креста. Такие кошки считались посвящёнными Богоматери.
        Но это, скорее, исключение, нежели правило. Более традиционным представляется пришедшее из глубокого средневековья всеобщее убеждение о связи кошек с темными силами, магией и самим сатаной (между прочим, на кострах инквизиции горели не только красивые женщины, но и коты, особенно черные). На картинах средневековых художников кот очень часто символизирует дьявола, а мышь – душу человеческую, которая постоянно подвергается опасностям.
        Голландцы добавляют к этому и более конкретные идеи. В разных вариантах кошка может обозначать похоть, кровожадность и хитрость. Если кошка на картине цепляет когтями мясо, то это символизирует утрату бдительности. Причем, поскольку мясо ассоциируется с человеческой плотью, то картина приобретает дополнительный эротический оттенок, и утрата бдительности относится именно к плотским удовольствиям. Неподготовленный же зритель увидит на холсте лишь вороватую паршивку, которая воспользовалась невнимательностью прислуги.
       Еще один распространённый сюжет – кошка, опрокидывающая вазу с цветами. Разумеется, художники блестяще изображают роскошные букеты, состоящие из самых изысканных цветов и иногда колосьев. Но цветы в подобных сюжетах символизируют недолговечность и эфемерность человеческой жизни, а кошка – символ дьявола, поджидающего гибнущую душу, а иногда и подталкивающую ее к падению. На картине А.Миньона с таким сюжетом присутствует еще и мышеловка, символизирующая земной греховный мир и порок в целом. Иногда художники настолько трансформируют мордочку кошки, что она становится похожей на ухмыляющуюся дьявольскую физиономию.
        В охотничьих натюрмортах кошка очень часто появляется с птичкой в зубах. Общий смысл образа кошки остается тем же: вороватость, хитрость и кровожадность, но добавляется и тема утраченной бдительности либо в общем (погубленная человеческая душа), либо в эротическом контексте. В подобных композициях иногда встречается и изображение собаки, по контрасту с кошкой, обозначающей верного стража.
        Но если отвлечься от мыслей о греховности и душах, загубленных дьяволом, то можно увидеть насколько виртуозно голландские художники умели передавать цвет и фактуру пушистой кошачьей шерсти, а иногда и характер животного. Голландские кошки независимы и энергичны. Они привыкли полагаться сами на себя и им глубоко наплевать на мнение своих хозяев, особенно по поводу сохранности окороков и дичи.
Tags: истории, картины, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Марк Шагал. Над городом. 1918 Однажды, когда известный американский ученый-аэродинамик Теодор фон Карман читал публичную лекцию, его попросили в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments