nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИСКУШЕНИЯ СВЯТОГО АНТОНИЯ

Часть 1.

      Художники во все времена очень ловко умели обходить всевозможные запреты, которые исходили или от церкви, или от государства, и изображать то, что им хочется. Если запрещено изображать обнаженное женское тело, то зато можно рисовать мученичества всевозможных юных, невинных, а, главное, раздетых дев. Ведь в их жизнеописаниях так часто рассказывается, как палачи срывали с них одежды. А всевозможных фантастических тварей, которых подчас конструирует причудливое сознание художника запечатлеть на холсте позволит сюжет об искушении святого Антония (впрочем, нагие девы тут тоже будут кстати). Поэтому не удивительно, что история святого Антония оказалась довольно востребованным сюжетом, особенно среди художников Северного Возрождения. Впрочем, и в более поздние времена многие мастера с удовольствием обращались к этой теме.
      Но сначала несколько слов о самом святом и о том, почему именно его искушали бесы таким специфическим образом. Если считать, что святой Антоний Великий (не путать с его тезкой – св. Антонием Падуанским, который жил в конце 12-начале 13 века и был другом св.Франциска Ассизского) был реальным человеком, то он родился в 251 году н.э. в Египте. Семья была набожной, а Антоний ко всему прочему был юношей впечатлительным и склонным прислушиваться к чужому мнению. После смерти родителей, он услышал в храме евангельский призыв раздать все свои средства нищим и идти вслед за Христом. Антоний последовал этому призыву буквально.
      Он роздал свое наследство бедным, при этом оставив без приданного маленькую сестру (ему было тогда уже около двадцати лет). Скорее всего, к столь радикальному решению его подтолкнуло горе и общая экзальтированность мировосприятия. Сестру он определил на воспитание знакомым ему благочестивым девицам (трудно сказать, как она на все это отреагировала; если ей еще не успели промыть мозги, то вряд ли она была особо счастлива), а сам отправился к какому-то местному отшельнику.
     С этим святым старцем он пробыл недолго, видимо тот дал парню понять, что отшельничество не предполагает даже ограниченной компании. Тогда Антоний отправился сначала в долину недалеко от Фив, а позднее окончательно поселился в развалинах древнего форта на берегу Нила. Там он прожил в полном одиночестве около 20 лет, и даже с теми, кто приходил его навестить, разговаривал через щель в стене. И вот тогда-то его и начали навещать бесы, принимающие самые разнообразные обличья.
Современные психиатры объясняют его видения постоянными голодовками, напряжённой молитвой, подчас доводящей его до экстатического состояния, и полным отсутствием нормального общения. К тому же в пустыни возможно увидеть и оптические иллюзии, которые мы чаще называем миражами. Все это в комплексе было очень легко списать на козни бесов.
      Когда дьявольские искушения казались Антонию уже совершенно невыносимыми, ему являлся Иисус Христос и сообщал, что постоянно находится рядом. Позднее у Антония появились многочисленные ученики и последователи, правда не очень понятно, как именно осуществлялось это ученичество, если Антоний практически ни с кем целых двадцать лет не общался. Впрочем, в 305 году он прервал свое уединение, чтобы помочь ученикам в организации монастырской жизни, потом поддерживал христиан во время очередных гонений, организовал еще один скит на берегу Красного моря, боролся с новой ересью – арианством, и, наконец, мирно отошел к Господу в возрасте 105 лет. Он не хотел, чтобы ему поклонялись после смерти, поэтому место его захоронения осталось известным только двум его ученикам, которые осуществляли обряд погребения, а они сохранили тайну. В христианстве Антоний особо почитается как основатель монашеского образа жизни.
      И вот из всей его бурной жизни, полной и духовных поисков, и самых разных приключений и опасностей, и философских изысканий, художники выбрали в качестве основной темы те несколько лет, когда у него были галлюцинации.
      Впрочем, тема искушения святого Антония более характерна для католицизма. В православии, где его тоже почитают, Антоний как правило изображается в виде благообразного старца в черном монашеском клобуке, со свитком или книгой в руке. Из этого можно сделать вывод, что для православия более значима не тема личной борьбы с демонами, а концепция монашеского образа жизни в уединённом месте.
     Между прочим, для итальянского Ренессанса тема святого Антония не слишком свойственна, более популярными святыми в это время там становятся Себастьян, Лаврентий или Георгий, часто изображают сцены мученичества Петра или Андрея. А Антоний иногда встречается в компании других святых, как например, на полотне Пизанелло «Мадонна с младенцем, святые Антоний и Георгий» (1445), причем также в монашеском клобуке и с посохом или жезлом с ручкой в виде буквы «Т», этот же знак иногда наносят на плечо его плаща. Это так называемый «тау-крест», или крест святого Антония, в египетской мифологии он был символом плодородия, но позднее в иудаизме стал означать конец мира и одновременно явился знаком Кана или спасения израильтян, когда Ангел Смерти убивал всех перворожденных в Египте, но не заходил в дома иудеев, отмеченных этим тау-крестом. Также его называли и «крестом виселицы», из-за сходства его формы с виселицей, как ее делали в древности.
     Правда, в искусстве итальянского Возрождения есть картина «Мучения святого Антония», которая приписывается Микеланджело. Предполагается, что он исполнил ее в возрасте 12-13 лет в 1487-88 годах, фактически скопировав и раскрасив широко известную в то время гравюру Мартина Шонгауэра.
      Вообще, слово «мучения» для наименования этого сюжета не очень типично. Более популярным вариантом является именно «искушение». В наше время понятие искушения более соотносится с соблазном, греховным и запретным, но таким притягательным. Но в эпоху, когда сюжет об искушении святого Антония достиг вершин зрительской популярности, под искушением понимался не только соблазн, но и испытание.
      Именно поэтому Антония не только обольщают обнажённые красотки, но и пугают демоны, принимающие самые невероятные обличия. Согласно житию, демоны самым натуральным образом нападали на отшельника, щипали и били его, даже уносили его в небо, а потом сбрасывали на землю. Если они принимали облик диких или фантастических животных, то кусали Антония и терзали его плоть. Исчезали они только, когда Антонию являлся Иисус в сиянии божественного света.
      Кстати, чаще всего (за очень редкими поздними исключениями) Антония изображают почтенным седовласым и седобородым старцем. Но это совершенно неверно с исторической точки зрения. Борьбу с бесами Антоний вел будучи еще совсем молодым мужчиной от 20 до 40 лет. Борода у него, возможно и была (где бы и чем бы он брился там, в пустыне), но вряд ли седая. С учетом того, что Антоний прожил до 105 лет в здравом уме и трезвой памяти, подобный образ жизни вполне можно считать здоровым.

Продолжение следует…
Tags: истории, картины, сюжет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments