nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИСКУШЕНИЯ СВЯТОГО АНТОНИЯ

Часть 2.

    Самой популярной композицией на соответствующую тему на рубеже 15-16 вв. вероятно была уже упомянутая выше гравюра Мартина Шонгауэра, на которой демоны терзают Антония, поднимая его в воздух. Но «Искушение святого Антония» появилось и в творчестве Грюневальда, и у Луки Лейденского, и у Яна Брейгеля Старшего, а также и у менее известных художников, например, Жуса ван Раесбека, Велленса де Кока или Яна Мандейна.
    Но сейчас самым интересным, значительным и знаковым для нас представляется «Искушение святого Антония» Иеронима Босха. В настоящее время это полотно, которое датируется приблизительно 1505 годом, то есть поздним периодом творчества художника, хранится в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Картина попала в Португалию еще в 1523 году, когда ее приобрел португальский гуманист Дамьяо де Гоиш.
    В самом раннем жизнеописании Босха, составленном голландским художником Карелом ван Мандером в 1604 году и опубликованном в составе его «Книги о художниках», «Искушение святого Антония» не упоминается, впрочем, автор называет всего несколько работ Босха, причем некоторые только описывает, а о тех, что хранятся вне Нидерландов, он вообще  имеет самое общее представление.
      Творчество Босха уже в 16-17 веке достаточно высоко ценили, отмечали превосходную технику и богатое воображение художника, но совершено не понимали. Вот поэтическое посвящение Босху его современника, нидерландского гуманиста Доминика Лампсониуса:

Что означает, Иероним Босх, этот твой вид,
Выражающий ужас, и эта бледность уст?
Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства?
Я думаю, тебе были открыты
и бездна алчного Плутона, и жилища ада,
если ты мог так хорошо написать твоей рукой
то, что сокрыто в самых недрах преисподней.

    И в «Искушении святого Антония» как всегда у Босха созданный им мир населен огромным количеством самых странных и зловещих существ, которые здесь оказываются как нельзя кстати. Все три части, а также внешние створки триптиха, на которых изображены Страсти Христовы, связаны единым повествованием. Босх как бы обобщает здесь все основные темы своего творчества: глупость, пороки и грехи человеческого рода грозят грешникам адскими муками, но непоколебимая твердость святого, который черпает душевные силы в размышлениях о Страстях Христовых и в вере, позволяет ему противостоять дьявольским интригам.
    На левой створке демоны, среди которых летучая жаба, лиса с хлыстом. а также водяной, вооружённый рыбой — символом греха, возносят Антония в небо, а затем сбрасывают вниз. Сам святой с молитвенно сложенными руками и лицом, обращённым к небу, как будто не обращает внимания на бесовские козни. В центре левой части Антония поднимают и уводят в келью трое учеников-антонитов. Кстати, изображение человека, идущего  первым в этой группе принято считать автопортретом самого Босха.
   Выше этой группы расположен вход в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем самого Антония, а другие – входом в публичный дом. К этому месту направляется процессия странных существ, которая явно пародирует религиозное шествие. На это также указывает присутствие оленя в красной мантии, который традиционно считается символом верности души.
      Под мостками находится группа бесов, один из которых держит некий лист с текстом. К ним направляется демон, в виде птицы на коньках, несущий в клюве послание с надписью «жирно». Есть мнение, что это пародия на систему продажи индульгенций, активно практикуемую католическим духовенством.
     На правой створке Антония пытается соблазнить сам сатана, перевоплотившийся в прекрасную обнажённую женщину. Но Антоний занят чтением и размышлениями, и он отворачивается от красотки к зрителю. Мы можем видеть его сосредоточенное и печальное лицо.
      Среди чудовищных видений, которые преследуют святого, также присутствует старик-карлик, возможно, кобольд из германских сказок, в красном плаще с капюшоном. Он медленно продвигается к краю холста в детских ходунках, на голове – детская игрушка – вертушка. Предполагается, что эти детали указывают на невинность, которую человек должен был бы сохранять не только в раннем детстве, но и на протяжении всей жизни. Еще одно искушение святого – грех чревоугодия – символизирует накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы.
      На центральной панели Антоний изображен коленопреклоненным. Он опять обернулся к зрителю и осеняет нас своим благословением. На заднем плане в проеме руин, где впоследствии будет возведен монастырь, видно распятие и отдельно фигура Иисуса Христа, как истинного вдохновителя духовных подвигов святого Антония. Обе фигуры взаимосвязаны как ы единой линией, они находятся друг напротив друга и между ними нет никаких предметов или иных персонажей.
      Во всех частях триптиха много намеков на чёрную магию. В центре изображены и черная месса, и шабаш, куда спешат многие фантастических из персонажей композиции. Черная месса, которую служат священники-женщины в изысканных нарядах, является центральной частью композиции. Их окружает толпа самых невероятных существ, значение которых до конца непонятно, во всяком случае однозначно оно не считывается. Например, сова на голове музыканта с мордой кабана и с лютней, может быть символом ереси, а может обозначать Божье око, наблюдающее за алхимиками. Стадию алхимического превращения обозначает загадочный огромный красный плод, из которого вылезает очередная группа чудовищ под предводительством демона-арфиста. Предполагается, что это может быть пародия на ангельский концерт.
      Символический смысл и символические связи фантастических фигур, изображённых Босхом так и не расшифровываются до конца. Очевидно, что все эти чудовищные твари являются воплощением демонов, терзающих или искушающих Антония. Но надо учесть, что Босх и его современники верили в реальность бесов и в осязаемость дьявольских искушений, что придает полотну Босха дополнительный назидательный смысл, напоминающий, что все эти ужасы, изображённые художником, могут случиться с каждым грешником на самом деле.
      Картина Босха серьезно повлияла на творчество его современников и последующих поколений нидерландских и немецких художников. Вообще, похоже, что такой интерес к этому сюжету именно в этом регионе отчасти объясняется богатством народной германской мифологии. Художники Северного Возрождения не очень-то увлекались темой соблазна и прелестных дев, их больше интересовали испытания и демонические козни. Кстати пик интереса к теме искушения святого Антония, видимо, не случайно совпал со временем наиболее активной охоты на ведьм. Не стоит также забывать, что главное место шабаша ведьм на Вальпургиеву ночь находится именно в Германии, на знаменитой горе Броккен.

Продолжение следует…
Tags: истории, сюжет, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Галлош. Портрет писателя Фонтенеля. ок.1723 Однажды французский писатель Бернар Фонтенель написал либретто оперы, где, к…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Преподобный Моисей Некий правитель, услышав о благочестии аввы Моисея, пришел однажды в Скит, чтобы увидеть его. Об этом сообщили…

  • ПАСХА ПО-НАРОДНОМУ

    Федот Сычков. Танец. до 1917 Часть 4. ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ Наши предки прекрасно помнили, что пасхальные торжества длятся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments