nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ:
ПОЧЕМУ ОНИ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ?

         «Малые голландцы» - это традиционный искусствоведческий термин. Так называют многочисленных голландских художников 17 века, картины которых действительно были маленькими по размеру. И  писали они не библейские сюжеты или парадные портреты, а пейзажи, интерьеры, натюрморты или жанровые бытовые сюжеты.
        Вообще, большинство самых известных голландских художников этого времени, например, Франс Хальс или Рембрандт, к «малым голландцам» не относятся. Хотя бы потому, что их картины отличают весьма приличные размеры. И темы они брали более масштабные. Но это совсем не значит, что в «малые голландцы» шли художники менее талантливые.

           
    Рембрандт. Возвращение блудного сына           Франс Хальс. Регентши приюта для престарелых

          Среди «малых голландцев» числятся такие знаменитости, как Ян ван Гойен, Питер де Хоох, Габриэль Метсю, Герард Тербох, Ян Стеен, братья Остаде, Балтазар ван дер Аст и еще огромное множество имен. Картины этих художников украшали интерьеры голландских бюргеров, зажиточных и даже не слишком богатых, и весьма высоко ценились. Их стоимость, судя по описям имущества 17 века, могла варьироваться от 36 до 150 флоринов, а, возможно, и больше, что для тех времен составляло значительные суммы.

                           
  Питер де Хоох. Женщина, очищающая яблоко       Габриэль Метсю. Туалет дамы

          Конечно, эти картины дают неплохое представление о быте и нравах, вообще о жизни голландцев 17 века, но все же их авторы вкладывали в свои полотна и другой, более глубокий смысл, который могли прочитать только современники, хорошо знакомые с символической системой своего времени.
        Голландцы 17 века были весьма религиозны, и картины голландских  (да и фламандских) художников этого времени обязательно содержат многозначительные указания на основные религиозные понятия. Художники напоминают о бренности всего земного и о возможности вечной жизни для праведников, о греховности человеческой натуры и о необходимости помнить и соблюдать библейские заповеди. Все эти прелестные живописные детали, вроде надкусанного куска пирога или опрокинутого бокала, все эти цветы, плоды и бабочки имеют особое значение, которое и составляет скрытый смысл такой вроде бы непритязательной, но красивой картины.
          Например, цветы, особенно немного увядшие, уже теряющие свои лепестки, напоминают проницательному зрителю о краткости жизни и мимолетности земных наслаждений, бабочка, символизирующая человеческую душу, напоминает о необходимости ее спасения, надкусанные или слегка тронутые тленом плоды говорят о бренности человеческого тела и так далее. Впрочем, символика полотен в зависимости от комбинаций и расположения предметов может меняться и одни и те же элементы, но изображенные в различных сочетаниях могут говорить и о смерти, и о спасении.
         Картины, изображающие бытовые сюжеты, например, девушку с письмом или кавалера с бокалом вина, тоже чаще всего несут в себе дополнительный смысл, морализируя на темы нравственности, показывая примеры неправильного поведения и предостерегая от ужасных последствий. Приличные девушки не должны тайно читать любовные записки от сомнительных кавалеров, молодые люди не должны предаваться порокам вроде пьянства и игры в карты, не говоря уже о посещении сводни, что тоже является довольно популярным сюжетом подобных картин.
          В Нидерландах даже существовали художественные центры, которые специализировались на определенных сюжетах. Например, художники Харлема предпочитали писать так называемые «завтраки», в Утрехте специализировались на цветочных букетах, в Лейдене, университетском городе, где было много ученых, любили писать натюрморты на тему бренности земного существования, именуемые  “Vanitasc непременным черепом в центре композиции, а в Гааге, славящейся рыбным рынком, особой популярностью пользовались «рыбные» натюрморты.

     
  Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами       Виллем Клас Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом    

                     
      Абрахам ван Бейерен. Натюрморт с рыбой                        Питер Клас. Натюрморт. Vanitas

           До нас дошли не только работы «малых голландцев», но и многочисленные сборники с толкованием символов и эмблем того времени. Конечно, в основном они доступны, да и интересны только специалистам по соответствующему периоду истории искусства. А для обычных зрителей остаются блестяще написанные совершенно замечательные картины, которые мы можем толковать так, как нам это понятно сейчас, тем более что все эти полотна открыты для творческого переосмысления зрителем.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments