История подчас бывает безжалостна в своих заблуждениях. В итоге Ричард III и Борис Годунов остаются в памяти потомков безжалостными детоубийцами, а кардинал Ришелье – мстительным и неудачливым возлюбленным Анны Австрийской. Не избежала этой участи и Маргарита, графиня Тирольская и герцогиня Баварская, более известная как Маргарита Маульташ. Именно ее считали самой уродливой женщиной средневековья, а иногда даже и вообще самой уродливой женщиной в истории человечества.
Немалую роль в закреплении этого мифа сыграла достаточно известная картина Квентина Массейса «Безобразная (Уродливая) герцогиня», которая появилась спустя почти полтора века после смерти Маргариты Тирольской. Картина стала очень известной, практически культовой, и окончательно закрепила миф о Маргарите Маульташ как самой некрасивой женщине всех времен и народов. Между прочим, в этом году исполнятся ровно 700 лет со дня ее рождения, и это хороший повод немного поговорить и о ей, и о том, насколько справедлива ее репутация, а также постараться выяснить, действительно ли Квентин Массейс имел в виду именно Маргариту Маульташ, когда писал свою «Безобразную герцогиню».
Итак, на картине мы видим очень старую женщину с экстремально непривлекательным лицом, но в очень дорогом наряде и головном уборе, которые подчеркивают ее богатство и высокий социальный статус. Начнем с возраста. Героине Массейса явно хорошо за 70 лет, а то и больше. Конечно, в средние века в Европе нормальная продолжительность жизни была раза в два, а то и в три меньше, чем сейчас, а дама, перешагнувшая сорокалетний рубеж считалась глубокой старухой за очень редкими исключениями (скажем, Алиенора Аквитанская или Диана де Пуатье). Но существуют, например, портреты Екатерины Медичи возрасте около 60 лет. Конечно, это не юная красотка, но она и не выглядит намного старше своих сверстниц из нашего времени.
Маргарита Тирольская родилась в 1318 году, а умерла в 1369, то есть в возрасте 51 года. Так что женщина, изображённая Массейсом явно старше, чем была реальная герцогиня Маульташ даже в конце своей жизни.
Работа Массейса относится примерно к 1525-1530 годам, и, как в этом легко убедиться, сопоставив «Герцогиню» с другими женскими портретами этой эпохи, она одета по моде именно рубежа 15-16 веков (хотя есть мнение, что ее одежда несколько старомодна для начала 16 века, и это должно было смешить современников художника). Такие «рогатые» головные уборы действительно были довольно популярны еще в середине 15 века. А вот в 14 веке, когда жила Маргарита Тирольская, голову просто покрывали причудливо уложенным платком или повязкой.
Кстати, существует еще один портрет Маргариты Тирольской, также исполненный в 16 веке. Лицо герцогини изображено достаточно условно, и никакого особенного уродства на нем не заметно, она одета в нарядное платье с черно-золотыми узорами, сшитое по моде 14 века, на голове у нее – вишневое покрывало. Во всяком случае абсолютно никакого портретного сходства с героиней Массейса в этом портрете нет.
На портрете есть еще одна деталь, которая однозначно указывает на то, что «Безобразная герцогиня» никак не может быть герцогиней Тирольской. В правой руке двумя пальцами она держит нераспустившийся бутон розы. Роза в средневековом сознании четко ассоциируется с Девой Марией, а, точнее, с ее невинностью и непорочностью. Нераскрытый бутон обозначает что перед нами незамужняя девица, которая никогда еще не имела физических отношений с мужчиной. С учетом того, что Маргарита Тирольская была замужем два раза и родила как минимум четверых детей (согласно историческим источникам у нее было двое сыновей и две дочери), этот портрет точно не имеет никакого отношения к реальной герцогине Маульташ.
Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было упомянуто в 1366 году в третьем баварском продолжении «Саксонской всемирной хроники», то есть еще при ее жизни. Затем его повторили 1393 году в «Австрийской хронике». Откуда оно появилось, не могли однозначно объяснить даже ее современники. Существуют три версии:
1. маульташи – блюдо, похожее на пельмени, было популярно на родине герцогини в Южном Тироле. Прозвище могло намекать на ее непривлекательную внешность (рот-пельмень);
2. это же слово – маульташ – могло обозначать проститутку или порочную женщину. Есть большая вероятность, что так ее называли политические противники и церковь. Дело в том, что Маргарита, будучи женщиной решительной и энергичной, весьма активно участвовала в политических интригах и изо всех сил боролась за независимость своего Тирольского графства (поскольку у ее отца не было наследников мужского пола, Тирольское графство по договору 1282 года должно было перейти к Габсбургам, чего Маргарита всячески старалась избежать). Своего первого мужа, Иоганна Генриха Люксмбургского маркграфа Моравии, за которого ее выдали в возрасте 11 лет (жениху тогда было 7), она просто выгнала из страны, развелась с ним без разрешения церкви, и вышла замуж за Людвига V Вительсбаха, маркграфа Бранденбурга, старшего сына императора Священной Римской империи Людвига Баварского. Так что врагов у нее хватало, так же как и злопыхателей, которые обзывали ее нехорошими словами;
3. Прозвище «маульташ» произошло от названия одного из замков Маргариты Тирольской. Версия достаточно нейтральная, и вполне правдоподобная.
Легенда об уродстве графини Тирольской появилась в первой четверти 15 века, то есть примерно через полвека после ее смерти. Теперь наиболее распространенной была версия, что «маульташ», значит рот-кошелек. Хотя ее современник, хронист Иоганн фон Винтертур, утверждал что Маргарита Тирольская была очень красивой женщиной. Единственное ее прижизненное изображение сохранилось на ее личной печати: это высокая стройная женщина, но черты ее лица на таком мелком рисунке разглядеть невозможно.
Так что очень может быть, что версия о ее уродстве также распространялась по инициативе ее политических врагов и Ватикана. Но есть все-таки один любопытный момент. Сохранилось изображение ее сына, Мейнгарда III, графа Тироля и герцога Верхней Баварии. И вот его внешность представляется мягко говоря оригинальной, красавцем его назвать трудно, а с носом, со ртом и с нижней частью лица в целом у него явно наблюдаются определенные проблемы. Так что некоторые специфические особенности вполне могли присутствовать и во внешности его матери Маргариты Тирольской. Впрочем, не стоит также забывать, что все правящие династии Европы того времени были соединены друг с другом довольно близкими родственными связями, а это не могло не сказаться на генетике их потомков.
Так что из всего этого можно сделать вывод, что «Безобразная герцогиня» и Маргарита Тирольская, прозванная Маульташ, не имеют между собой ничего общего. Кстати, известно, что картина изначально называлась просто «Портрет старухи», и к ней был написан парный «Портрет старика» (по непроверенной мной информации «Портрет старика» Квентина Массейса хранится в музее Жакмар-Андре в Париже).
«Безобразная герцогиня» Массейса с одной стороны, безусловно демонстрирует его талант мастера гротеска, достаточно распространенного жанра в эпоху северного Возрождения. Вообще, мне кажется, что когда уровень общего художественного мастерства определенной страны становится достаточно высоким, то художники начинают демонстрировать его в натуралистических до физиологического отвращения изображениях уродств. В Италии это была примерно вторая половина-конец 15 века, в странах Северной Европы первая половина 16 века, а в России до этого дошли только к середине 18 века, если вспомнить знаменитую бородавку графини Румянцевой на портрете работы Антропова.
Ну а с другой стороны, возможно, перед нами еще одна вариация на популярную тему о тщетности и суетности земной жизни. Героиня картины растратила ее на бессмысленные светские развлечения, оставшись бесплодным увядающим цветком. И единственное, что можно сказать в ее оправдание, это то, что у нее умный взгляд, вероятно, она все же оказалась достаточно здравомыслящей, чтобы сохранить и преумножить свои богатства.
Любопытно, что существует рисунок, который приписывается Леонардо да Винчи, на котором изображена женщина, очень похожая на «герцогиню» Массейса. Из этого иногда делается логичный вывод, что и Леонардо, и Массейс скопировали некий портрет, не дошедший до нашего времени, причем на нем была изображена какая-то реальная женщина. Но все же картина Массейса несет на себе явные черты карикатурного преувеличения отдельных черт героини с целью усилить комический и одновременно назидательный эффект полотна.
В отличии от героини Массейса, реальная Маргарита Маульташ вела исключительно деятельную и активную жизнь, и что удивительно для ее времени, она сама ее строила по мере своих возможностей: боролась за независимость своей страны, заключала и разрывала политические союзы, устроила свою личную жизнь вопреки воле своих родителей и католической церкви. Свою жизнь она закончила в Вене, и в ее честь один из районов австрийской столицы называется Вена-Маргаретен.
А в изобразительном искусстве «Безобразная герцогиня» Массейса снова объявилась в качестве источника вдохновения первого иллюстратора «Алисы в стране чудес» Джона Тенниела, послужив прообразом для визуального воплощения образа Герцогини. Это изображение использовал также чешский график Вацлав Холлар, живший в середине 17 века, в рисунке под названием «Королева Туниса», его же выдавали за портрет сестры папы Пия VI, принцессы Порчии. Это еще раз подтверждает мысль о том, что реальная Маргарита Маульташ и «Безобразная герцогиня» Массейса не имеют между собой ничего общего.