nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ФОРТУНА АЛЬФОНСА МУХИ

Часть 2.

      Несмотря на то, что плакаты и афиши с рисунками Мухи шли на ура, а некоторые из них даже специально допечатывали в типографии, чтобы хватило всем страждущим коллекционерам, сам художник начал тяготиться этим своим творчеством, которое все больше походило на тяжелую подённую работу.
      Его современники считали его чуть ли не самым великим декоратором всех времён и народов, и признание, которое он обрел, имело и общественное, и финансовое воплощение. В 1900 году Муха получает серебряную медаль за оформление павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке, а заказчики рекламы  для велосипедов, шампанского, конфет, печенья, какао и прочих товаров, которые нужно было  непременно сделать модными и срочно продать, только что в живую очередь не выстраивались у дверей его парижской, а затем и нью-йоркской мастерской.
       Трудно однозначно объяснить, что пленяло зрителей в этих однотипных композициях, где лицо цветущей молодой красотки неизменно обрамлялось причудливым растительным орнаментом, явно имевшим византийский или восточный источник вдохновения художника. Так представляли шоколад и молоко, вино и мыло, или просто помещали так называемых «женщин в цветах» в «стиле Мюша» на календарях или плакатах, украшающих теперь чуть ли не каждую первую европейскую квартиру.
      Но с начала 20 века весь этот декоративный триумф и звание главного декоратора мира уже не доставляет Альфонсу Мухе прежнего удовлетворения. Вероятно, впервые он всерьез задумался о своих национальных корнях, когда оформлял павильон Боснии и Герцеговины. Уже тогда у него начинает формироваться грандиозный замысел представить историю славянского мира Европы в грандиозном цикле картин.
      В 1906 году Муха женился на своей соотечественнице и ученице Марии (Марушке) Хитиловой, и возможно, это тоже заставило его задуматься и о своей дальнейшей жизни и о своем будущем творчестве. В этот период художник с женой почти постоянно живут в США, там же рождается их старшая дочь Ярослава, и там же обнаруживается и спонсор, который соглашается финансировать проект Альфонса Мухи «Славянская эпопея». Это был американский миллионер Чарльз Р.Крейн.
       Возможно, мистер Крейн, зная только одну сторону творчества Альфонса Мухи, и сам не очень представлял, во что в конечном итоге ввязался. Но, очень может быть, что свою идею Муха оформил концептуально, как раз общаясь с ним. Чарльз Крейн полагал (и убедительно доказывал), что западная цивилизация состарилась и изжила себя, и будущее теперь будет определять славянский мир, а именно Россия. Как бы там ни было, деньги художник получил, вернулся в Европу, обосновался в Праге и с энтузиазмом начал реализовывать свой проект.
      И опять можно сказать, что Альфонсу Мухе повезло. Ведь сколько блестящих идей так и остались на этом самом чисто концептуальном уровне. Ясно, что если бы художнику пришлось в поте лица обеспечивать свою семью (а после дочери у него родился и сын Иржи), то времени на работу над «Славянской эпопей» у него бы практически не осталось. А так, хотя он и выполнял некоторые побочные проекты в период работы над циклом, вроде эскиза для главного витража наконец-то достраиваемого в Праге собора св. Вита или интерьеров пражских отелей «Европа» и «Империал», но основное время он все же мог уделять своей глобальной «Славянской эпопее».
       Серия «Славянская эпопея» включает в себя двадцать огромных монументальных полотен, которые посвящены главным (по мнению художника) событиям, происходившим в славянском мире, начиная с языческих времен. Картины писались в Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги в течении 18 лет (с 1910 по 1928 год). После этого художник подарил их своей родине, тем более, что Чехословакия к тому времени обрела долгожданную и вожделенную независимость.
      Среди самых известных картин: «Праздник Свентовита», «Славяне на прародине», «Введение славянской литургии», "Святая гора Афон",  "Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Священной Римской империи", «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Что касается последнего полотна, то идею включить в славянский мир Россию, Мухе подсказал его спонсор, Чарльз Крейн.
      Это был очень своеобразный персонаж, убеждённый социалист, который имел в России свой завод, вел бизнес с нашими промышленниками, был влюблен в русскую культуру в целом и во Льва Толстого в частности (Крейн ходил пешком из Москвы в Ясную Поляну, следуя то ли тогдашней моде, то ли по внутреннему порыву). Крейн часто бывал в нашей стране, и именно с его подачи Альфонс Муха тоже отправился в путешествие по России и Польше в 1913 году. Между прочим, тема картины – отмена крепостного права – также была подсказана художнику Крейном, он полагал, что это для России было более значимым событием, чем Крещение Руси или Куликовская битва.
      Для работы над циклом Альфонс Муха даже сменил свой обычный декоративно-линеарный стиль, характерный для ар-нуво и модерна в целом, предпочтя работать в стилистике символизма, а типичные яркие локальные тона сменил на более приглушенную серо-голубую и серо-розовую гамму, напоминающую фрески Пюви де Шаванна.
      Работа над «Славянской эпопеей» помогла художнику довольно безоблачно пережить время Первой мировой войны. А в 1918 году Чехословакия стала независимой, и Альфонс Муха, пребывавший даже в некоторой эйфории, включился в процесс оформления этой государственности. И опять можно сказать, что ему повезло.
     Оказалось, что новой стране нужны свои собственные марки, деньги, бланки для официальных документов и конверты для правительственной переписки. И Муха опять оказался здесь на своем месте. Кому как не ему, лучшему художнику-декоратору мира (по версии 1910 года) делать все это оформление для своей родной страны. Тем более, что первый показ «Славянской эпопеи» особым триумфом не ознаменовался, Муху, в общем-то лишь вежливо похвалили. Во всей Праге не нашлось в то время помещения, где цикл можно было бы выставить целиком, так что до войны картины выставлялись частично в Выставочном дворце, затем их отправили в провинцию, в замок городка Моравский Крумлов, позднее опять частично вернули в Выставочный дворец.
      В 1930-х годах Альфонс Муха оказался на положении живого классика, его уважали, восхищались его прошлыми заслугами, но не ждали от него ничего нового и интересного. У нового поколения чешских художников были уже другие кумиры и объекты подражания.
      А в конце жизни фортуна опять сыграла с художником странную шутку, то ли преподнеся финальный подарок, то ли, показав напоследок известную фигуру из трех пальцев.
       В марте 1939 года фашистская Германия захватила Чехословакию, и Альфонс Муха, как один их самых ярых патриотов своей страны и приверженец идеи панславизма, не стеснялся в выражениях по поводу этого политического преступления. Ему было уже под восемьдесят, и вряд ли он мог представлять реальную угрозу для нацистов, но тем не менее его официально признали врагом III рейха, несколько раз арестовывали и допрашивали в гестапо.  После всего этого Муха слег с пневмонией и умер 14 июля 1939 года. Он два месяца не дожил до начала величайшей мировой катастрофы, здесь судьба оказалась к нему милосердна, но спокойно уйти из жизни в любимой свободной стране ему тоже не удалось.
      Фортуна бывает капризной, однако…
 
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Илья Репин. Портрет Анатолия Кони. 1898 Однажды знаменитому юристу Анатолию Кони предложили занять должность прокурора при…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Сергей Малютин. Король репортёров (портрет Владимира Гиляровского) Известный писатель и журналист Владимир Гиляровский, обладавший…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Михаил Картузов. На чердаке В свободное время Дмитрий Менделеев любил переплетать книги, шил одежду и даже делал чемоданы. Для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments