nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ТРИ ИПОСТАСИ КРЫМА

Часть 1.

        К советскому искусству, особенно к тому самому, каноническому социалистическому реализму, сейчас принято относиться достаточно настороженно, если не откровенно враждебно. Конечно, идеологическая составляющая является одной из важных частей этого художественного направления, и вытравить ее даже из самых интересных и действительно талантливых произведений невозможно, но все-таки вред, который безусловно наносила советская идеология искусству, отчасти компенсируется некоторыми положительными моментами.
      Соцреализм опирался на классическое искусство, а следовательно на хорошую художественную основу, школу, так сказать. Академия художеств, между прочим, никуда в советское время не делась. Еще один однозначно положительный фактор искусства этого времени – позитивное мышление, оптимизм, которым подчас просто пронизаны целые залы произведений соответствующего направления. Между прочим, сейчас для нас поднять себе настроение или, еще сложнее, перестроить себе мышление и мировосприятие на позитивный лад, это весьма существенная проблема. А тогда было достаточно пройтись по залам выставки или музея современного на тот момент искусства.
        Одним из таких главных оптимистов советского искусства, без сомнения можно считать Александра Дейнеку, и при этом его талант и особый художественный взгляд, а так же то, что в некоторых работах ему удалось все же вырваться за рамки идеологических установок, никто не отрицает даже в наше критически настроенное время.
      Творческое наследие Дейнеки весьма обширно, но есть у него несколько работ, которые написаны в одном месте, но в разное время и по разным поводам – это его крымские картины. Эти работы настолько различны, что нельзя называть их серией или циклом. И интересны они именно тем, что это три взгляда на Крым одного человека, и при этом взгляды совершенно различные. Две из трех картин, о которых пойдет речь, знакомы, вероятно, всем, кто учился в отечественной школе, а третья в определенном смысле также весьма показательна, хотя и не столь известна.
      Александр Дейнека впервые приехал в Крым, в Севастополь, в творческую командировку, как это тогда называлось, в середине 1930-х годов (точнее, в 1934 году), и потом бывал там неоднократно. Вообще, мне всегда очень странно размышлять о том, что в одно и то же время в одной и той же стране одни ее граждане переживали самые трагические моменты своей жизни, а другие, ничего такого особенного не ощущая, спокойно жили, работали, творили, отдыхали, получали награды и премии. Причем, логики в этом процессе никакой не было. У одной и той же стенки расстреливали и настоящих врагов строя, и ярых сталинистов, и тех, чья вина состояла лишь в том, что у них комната была больше, а жена красивее, чем у соседа.
      Дейнека, несомненно был одним из счастливчиков Страны Советов. Его заваливали наградами и почетными званиями, без звука выпускали за границу (в 1930-х гг. он посетил Италию, Францию и даже США), он выполнял самые ответственные и актуальные заказы, вроде эскизов панно для оформления станций строящегося Московского метрополитена. Ко всему прочему, н действительно бы очень хорошим художником с ярко выраженным индивидуальным стилем.
        Наиболее плодотворной была для художника поездка в Севастополь в 1937 году. Оттуда он привез несколько работ, которые с полным основанием вошли в золотой фонд отечественного искусства, в том числе и картину «Будущие летчики». Я полагаю, что этих трех загорелых мальчиков, которые сидят на каменной севастопольской набережной и наблюдают за полетами гидропланов в бухте, узнают абсолютно все.
       Картина получилась очень гармоничной и оптимистичной, художник прекрасно передал контраст между ярко-синим морем, нежно-голубым небом и почти розовыми камнями рукотворного берега. Сам Дейнека писал, что в данном случае ставил перед собой фактически не художественную, но психологическую задачу: «…я… знаю, что звонкая, веселая синева моря или коричневый загар крепкого молодого тела всегда вызовет положительную эмоцию зрителя, заставит его улыбнуться, вспомнить о чем-то хорошем, и я стараюсь это учитывать…»
        Горизонтальные поверхности, доминирующие в композиции, разбиваются фигурами мальчиков, жест старшего из подростков, направленный на самолет очень четко и прямолинейно задает основную тему картины. Но резкие линии смягчают скругленный парапет набережной, облака округлой формы и обтекаемые очертания самолетов.
       Название полотна – «Будущие летчики» - иногда трактуется в ироничном или снисходительном смысле, мол, хоть эти ребята и интересуются самолетами, но вряд ли они смогут в действительности взлететь в небо. НО, спрашивается, почему бы и нет? ОСОАВИАХИМ, также как и ДОСААФ в 1930-х года были реальной возможностью практически для любого мальчишки (и даже девочки), приблизиться к заветной мечте. Старшему мальчику на картине лет 15-16, так что у него вообще есть реальная возможность стать летчиком еще до начала войны.
        Но вот что интересно. Севастополь – один из немногих городов в нашей стране, где еще в 1930-х годах можно было отдыхать летом, получая свою дозу загара, морских купаний и прочих курортных радостей. Но на картине Дейнеки, никаких признаков летнего отдыха нет, хотя сам он и сочетал работу и отдых, упоминая о регулярных утренних купаниях в чистейшей бирюзовой воде севастопольской бухты.
        Кстати, и в более ранних произведениях Дейнеки, еще из его первой поездки в Крым в 1934 году, мы тоже не увидим обычных отдыхающих. Например, на картине «Водная станция «Динамо»» (1934) изображена часть набережная, очень сходная с той, что мы видим в «Будущих летчиках». На переднем плане – фигуры атлетически сложенных молодых людей – юноши и девушки в купальных костюмах, но несмотря на почти интимную обстановку (молодые люди отделены от остальных героев картины каменными конструкциями парапета набережной), герои картины даже не смотрят друг на друга, их взгляды направлены на вертолет, зависший в левом верхнем углу картины. На заднем плане видна вышка для прыжков в воду, которую активно эксплуатируют молодые спортсмены. Кстати, здесь есть симпатичная композиционная находка – фигура спортсмена, летящего в момент прыжка в воду, перекликается с изображением вертолета. Но если в картине присутствует связь между людьми и техникой, либо окружающими конструкциями, но связи между персонажами, дружеской или любовной, не чувствуется совершенно.
        Скорее всего, в данном случае, юг для художника – это не курорт, предназначенный для отдыха, а кузница новых кадров Советской страны, место, где можно оптимально готовить физически крепких и морально устойчивых молодых людей. И мальчики на набережной здесь уже не просто дети или школьники, а будущие летчики. Тем более, что старший из них явно уже со знанием дела объясняет что-то своим товарищам, используя настоящий самолет в качестве наглядного пособия. Что же, всего через четыре года все эти теоретические знания и подготовительные навыки многим придется использовать на практике.

Продолжение следует…
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments