
Часть 1.
Биографии русских художников очень часто выстраиваются вполне в духе некоей национальной идеи о том, что истинный творец непременно должен страдать, и чем драматичнее и голоднее будет его судьба, тем гениальнее окажется его творчество. В этом смысле Иван Айвазовский – художник нетипичный, поскольку он действительно оказался счастливцем, обласканным фортуной. Может, ему не всегда везло в личной жизни, но зато он выстроил безупречную профессиональную карьеру, и при этом совершенно ничем не пожертвовал, оставаясь верен своим интересам и своим жизненным принципам.

Строго говоря, Ивана Константиновича Айвазовского надо называть совсем не так, и полностью русским художником его тоже считать нельзя. Геворк Айвазян, его отец, как это понятно по его имени, был армянином, причем родившимся в Польше, а точнее в Галиции. Еще в 18 веке предки Айвазянов бежали в Польшу из Западной (то есть турецкой) Армении, видимо, спасаясь от очередного турецкого геноцида.

Поначалу Айвазян-старший был весьма преуспевающим купцом, но в 1812 году в Феодосии случилась эпидемия чумы, и он по этой причине разорился. Это было еще за пять лет до рождения сына Ованеса. Невозможно предположить, стал бы Ованес Айвазян художником, если бы родился в семье богатого крымского купца. Может быть и нет. Но очевидно, что художественный дар мальчик получил при рождении, поскольку поражал окружающих своими

Дар этот был настолько очевиден, что на ребенка обратил внимание местный архитектор Яков Христианович Кох, который начал с ним заниматься и дарил принадлежности для рисования. Любопытно, что юный Оник был также и талантливым музыкантом, во всяком случае, известно, что он сам научился играть на скрипке.

И с этого момента для него начинается полоса тотального профессионального


Немного позднее Айвазовского взял под свое покровительство сам Карл Брюллов, кумир тогдашней молодежи, и ввел в так сказать, высший круг российской интеллигенции, где наряду с художниками можно было встретить и весь цвет российской литературы, начиная с Пушкина и Жуковского.
Впрочем, нельзя сказать, что годы учебы для Айвазовского были абсолютно безоблачными. За два морских пейзажа 1835 года художник


Далее удача шла по нарастающей: в Крыму Айвазовский писал не только морские пейзажи, но и

Пенсионерская поездка Айвазовского началась в 1840 году с Рима, продлилась четыре года и обернулась в конечном итоге общеевропейским триумфом. Айвазовский был обласкан критиками, гуру

Весь этот всеобщий восторг, который сопровождал Айвазовского, начиная как раз с 1840-х годов, является объективной реальностью, которую кое-кто из его современников, и художников последующих поколений не смог ни понять, ни принять. В своей «Истории русского

«…Одно имя Айвазовского сейчас же вызывает воспоминание о какой-то безобразной массе совсем тождественных между собой, точно по трафарету писанных, большущих, больших, средних и крошечных картин. Все волны, волны и волны, зеленые, серые и синие, прозрачные как стекло, с вечно теми же на них жилками пены и покачнувшимися или гибнущими кораблями, с вечно теми же над ними пасмурными или розовыми облаками. Если бы была возможность собрать эту подавляющую коллекцию в одну кучу и устроить из ее гигантский аутодафе, то тем самым была бы оказана услуга имени покойного художника и искусству…» Кроме того, Бенуа сравнивает Айвазовского с маляром и рыночным художником вывесок, и почти прямым текстом обзывает третьесортным подражателем Тёрнера (и это после того как сам Тёрнер признал талант Айвазовского).

Конечно, Айвазовский писал быстро, его

Продолжение следует…