
Часть 2.
Вообще, жизнь Ивана Айвазовского так и просится в сценарий какого-нибудь многосерийного байопика: красавец-главный герой, морские пейзажи, и наши и заграничные, путешествия по всему миру, и тут же светская тусовка, императорский Двор, эпические военные сражения и археологические раскопки, а еще бурная личная жизнь, которая едва ли удивительна для человека такой внешности и такого темперамента.
Айвазовский вернулся в Россию после своего заграничного триумфа в 1844 году, и уже на родине на него пролился целый ливень различных наград и поощрений. Для начала его сделали академиком Академии художеств (чин почетный, но, в общем-то чисто символический), а затем дали должность живописца Главного морского штаба России. Вот это уже было серьезно, поскольку обеспечивало и доход и карьерный рост (работа художника, конечно, не менялась, а вот чины за выслугой лет росли, что, соответственно повышало оклад и давало кое-какие дополнительные бонусы). В 1847 году, в возрасте 30-ти лет Айвазовский уже стал профессором Академии. Неплохая карьера для сына рыночного торговца из Феодосии.
Ну а еще через год, в 1848 году Иван Айвазовский пал жертвой любовной страсти (как

Конечно, в любви и в семейной жизни всякое бывает, и такие скоропалительные браки очень часто оказываются удачными и благополучными (встретились, полюбили друг друга, жили долго и счастливо и умерли в один день). Но в этом случае, все пошло совсем не так гладко, как хотелось бы влюбленному Айвазовскому, а скептическое мнение светского общества нашло свое подтверждение и довольно скоро.

Поначалу молодой жене Юлии Яковлевне, вероятно все это было в новинку и оттого любопытно, а



Айвазовский же в это время путешествовал по всему миру, писал берега Константинополя и степи Украины, корабли современного Черноморского флота и исторические морские сражения, проводил в Феодосию водопровод и добивался строительства порта и железной дороги. В целом можно сказать, что человек жил активной творческой и общественной жизнью, и рефлексировать по поводу конфликта с женой у него просто не было времени.

Анна Саркисова оказалась верной спутницей и собеседницей своего мужа. Она, как в один голос утверждают биографы, буквально скрасила последние годы его жизни. Но надо полагать, она просто очень хорошо знала пределы дозволенного в традиционной армянской семье и, что называется, не отсвечивала лишний раз. Антон Чехов, который гостил в имении Айвазовского в 1888 году довольно проницательно описал отношения художника с его второй женой: «…Женат на молодой и очень

Айвазовский был человеком очень религиозным, его связи и с Армянской церковью, и с различными православными общественными организациями были очень тесными. Между прочим, он исполнил довольно много картин на религиозные темы. Например, свое «Хождение по водам» Айвазовский подарил православному палестинскому обществу, председателем которого тогда был брат Петра Чайковского, Ипполит.
Как это ни странно звучит, применительно к художнику, то есть человеку творческому и вольному, но Иван Айвазовский сделал очень приличную карьеру. Еще в 1864 году он получил уже не личное, а

Будучи сыном коммерсанта, Айвазовский был весьма практичным человеком, и никогда не упускал своей выгоды. Например, он первым среди всех русских художников стал зарабатывать (и неплохо) на своих выставках, а по их числу – 125 - его впору заносить в «Книгу рекордов Гиннеса». Рекордным можно считать и количество его живописных работ – более 6000.
Айвазовский работал буквально до последнего дня своей жизни, а его последняя большая поездка состоялась в 1892 году, когда ему уже было 75 лет. Тогда он побывал в США вместе со второй супругой. Там он написал «Ниагарский водопад». Незадолго до смерти он закончил полотно «Морской залив», а буквально в последний день жизни начал писать картину «Взрыв

Айвазовский прожил очень долгую жизнь, и время от времени прогрессивная художественная общественность откровенно списывала его со счетов, объявляя чуть ли не динозавром от искусства. Но каждый раз он умудрялся поразить всех своих критиков и остаться современным художником и в 1850-х, и в 1870-х, и в 1890-х годах.
В 1850 году общественность ошеломил трагико-романтический «Девятый вал», смотреть на который некоторые зрители ходили по нескольку раз. В 1873 он показал «Радугу», и самыми его горячими поклонниками оказались передвижники, доселе не

В 1898 году 81-летний Айвазовский заканчивает картину «Среди волн». И опять это блестящая техника изображения волн, находящихся в непрерывном движении, и романтизм, органически переходящий в символизм (в левой верхней части полотна свинцовые тучи пронзает луч света как предзнаменование того, что буря скоро закончится).
Любопытно, что постепенно в своих знаковых полотнах Айвазовский
