nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ/ ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ

ИСТОРИЯ КАТРИН ДЕ КЛЕРМОН

      Уже в 16 веке во Франции начали складываться светские салоны именно такого типа, расцвет которых мы можем наблюдать в первой половине 18 века. И одной из самых характерных особенностей этих своеобразных неформальных институтов, можно считать непременно неординарную личность хозяйки. Это всегда была женщина, которая очень сильно выделялась из своей среды.
      Катрин де Клермон была именно такой незаурядной фигурой, причем и в придворных, и в интеллектуальных кругах. Впрочем, начало ее биографии не предвещало ничего особенного. Клод-Катрин де Клермон-Тоннер (иногда ее называют Клодин) родилась в Париже в 1543 году, она была единственной дочерью Клода де Клермона и Жанны де Вивонн. Отец умер, когда ей едва исполнилось два года, но видимо это не помешало ее матери дать девочке превосходное образование и солидное приданное.
        Как положено, в 18 лет Клодин вышла замуж за Жана д`Аннебо, барона де Рец. Муж был знатен, имел при дворе должность камергера Карла IX, и приличное состояние в виде изрядного количества земель. Судя по титулам барона де Рец и сеньора де Машикуль этот Жан д`Аннебо был потомком пресловутого Жиля де Рец (герцога Синяя Борода), по крайней мере замок Машикуль фигурировал в материалах известного дела по итогом которого Жиль де Рец был признан виновным и казнен в 1440 году.
      Брак длился недолго, через два года, в 1562 году Жан  д`Аннебо погиб во время битвы при Дрё, одного из известных сражений Первой Гугенотской войны. Точно неизвестно, сколько ему тогда было лет, но судя по сохранившемуся портрету, он был лишь немногим старше своей супруги. Катрин де Клермон получила в свое распоряжение его состояние, титул баронессы де Рец, оставшись богатой бездетной вдовой в двадцать лет. Тогда же она приобрела в полную собственность баронство де Рец, принадлежавшее ее покойному мужу «как часть приданного, путем частичного возмещения денег из приданного». Любила ли она первого мужа, или это был чисто прагматический брак, организованный семьями, как это было принято в то время, сейчас уже трудно сказать, но лично я склоняюсь ко второму варианту.
      Благодаря своей красоте и изысканным манерам Катрин де Клермон была названа фрейлиной королевы Екатерины Медичи, затем Маргариты де Валуа и Елизаветы Австрийской (супруги Карла IX), и гувернанткой Детей Франции. Она была замешана во все придворные интриги и даже неоднократно вмешивалась в политику.
     Через три года после смерти первого мужа Клодин снова вышла замуж. Ее новым избранником стал Альбер де Гонди, итальянец из Флоренции, которому покровительствовала Екатерина Медичи. Поскольку Катрин де Клермон была придворной дамой королевы-матери, та и устроила этот брак. Молодой муж был старше своей супруги на 20 лет, но, видимо, Екатерина Медичи в данном случае проявила определенную психологическую прозорливость. Брак оказался вполне удачным. Благодаря женитьбе Альбер де Гонди стал новым сеньором де Рец, а благодаря его хлопотам баронство де Рец стало герцогством де Рец в 1581 году.
      Супруги прожили вместе 37 лет до смерти Альбера в 1602 году (ему было 86 лет), в браке родилось 10 детей, а имя де Гонди и де Рец стало весьма значительным в придворных, политических и религиозных кругах Франции. Потомки Катрин и Альбера в дальнейшем занимали весьма солидные должности. Среди ее многочисленных потомков, в частности, герцоги де Рец – потомки ее сыновей Шарля и Филиппа-Эммануэля – в том числе и знаменитый кардинал де Рец, а также женщины из семей Нефвиль-Виллеруа, Коссе-Бриссак. Бланшфор-Креки и т.д.
      Можно предположить, что супруги жили мирно и долго, поскольку не мешали друг другу.
      Второе замужество принесло Катрин де Клермон прочное положение при дворе, десятерых детей и «Зеленый салон Диктинны». Именно под этим именем она стала хорошо известна в кругах французских интеллектуалов, литераторов, музыкантов, политиков. 16 век отличался еще достаточно жестким кодексом правил, которые должны были соблюдать женщины, и статус замужней дамы как раз и давал его обладательнице определенную степень свободы, особенно если муж не был тираном или тупоголовым консерватором.
      Судя по всему, Альбер де Гонди свою молодую жену обожал и на многое смотрел сквозь пальцы, хотя в исторических источниках никаких даже смутных намеков на скандалы с участием Клодин де Рец найти нельзя. Она действительно интересовалась философией, политикой, музыкой и литературой, а также занималась астрологией (ну, это вполне в духе эпохи) и математикой.
      Катрин де Клермон превосходно владела несколькими иностранными языками, причем как раз об этом сохранились документальные свидетельства. В 1573 году в Париж приехали польские послы, чтобы договориться об условиях, при которых герцог Анжуйский сможет занять польский престол. Переговоры велись на латыни, с французской стороны в них участвовали канцлер Рене де Бираг и граф Филипп Юро де Шеверни, представляющие короля Карла IX и герцога Анжуйского соответственно, третьей персоной от французской стороны в этих переговорах являлась Катрин-Клод де Клермон, выступавшая от лица королевы-матери Екатерины Медичи. Причем современники отмечали, что латинская речь дамы де Клермон была совершенно блестящей и превзошла выступления обоих придворных-мужчин.
      «Зеленый салон Диктинны» был устроен в особняке супругов де Гонди, расположенном напротив Лувра. К сожалению, точно неизвестно существовали ли в нем какие-то особые правила посещения, и была ли каким-то определенным образом оформлена комната, гостиная или зал, где они проходили. Но если судить по названию, то салон мог действительно содержать зеленый цвет в качестве основы оформления интерьера.
      Имя Диктинна носила сама хозяйка, также ее называли Пасифая, а еще именовали «девятой музой» и «четвертой грацией». Для той эпохи, впрочем, такие прозвища и эпитеты были в порядке вещей.
В своем салоне она принимала наиболее выдающихся интеллектуалов своей эпохи, главным образом поэтов, но также художников, музыкантов, философов и политиков. Среди них можно назвать Филиппа Депорта, Реми Белло, Жана Антуана де Баифа, Пьера де Ронсара, Филиппа Жоделя, Понтуса де Тиарда, Амадиса Жамена, Жана де ля Жессе, Симона-Гийома де  Ла Рока, Антуана де Лаваля, Фламинио де Бирага, Этьена Паскье, Сцеволу де Сен-Марта, Жана Берто, Никола Рапена, королевского органиста Гийома Костеле и др. Все посещавшие этот салон, посвящали ей свои произведения и адресовали ей свои стихи.
      Между прочим, все эти посвящения Катрин де Клермон старательно переписала и собрала в единую рукопись. Этот сборник сохранился до настоящего времени, и теперь он имеет немалую историческую и литературную ценность. Послания в основном были анонимными, хотя, надо полагать, что для самой Диктинны не было тайной, кто и что именно написал. Сейчас из 173 стихотворений однозначно  установлено авторство 21 произведения, а еще 3 атрибутированы предположительно.
     Кроме того «салон Диктинны» посещали и дамы, считавшиеся самыми прекрасными и блестящими представительницами  своей эпохи. Среди них Генриетта Клевская, Мадмуазель Аквавива, Элен де Донсек де Сюргер, Мадлен де Л`Обепин, Мадлен де Бурдей, Жилон де Гойон и т.д., все также были прославлены под псевдонимами, взятыми из мифологии.
      Катрин де Клермон, согласно Ла Круа дю Мэну заслужила «быть признанной одной из самых ученых и высокообразованных дам в области ораторского искусства, философии, математики, истории и других наук». Ее знания поражали современников, ее культурный уровень выходил далеко за рамки соответствующего ее полу в ту эпоху, как и ее знание языков, ее интерес к наукам, ее страсть к музыке (она пела и играла на лютне) восхищали, вплоть до того, что ее принимали на заседаниях Дворцовой Академии. Она также занималась меценатством, поддерживая основание Академии музыки и поэзии Жана Антуана де Баифа в 1570 году. Существуют свидетельства, что она сама сочиняла стихи и прозу, но ее произведения, к сожалению до нашего времени не дошли.
     Катрина де Клермон пережила мужа всего на год, и ушла из жизни в 1603, ей было 60 лет.


 
Tags: биографии, женщины, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments