
В моей личной истории было совсем немного произведений искусства, которые произвели на меня такое по-настоящему сильное впечатление, что оно в конечном итоге и привело меня к мысли профессионально заняться изучением истории искусства. И вот одним из таких произведений был «Мир Кристины» Эндрю Уайета, написанный в 1948 году. Эту картину я увидела в глубоком детстве на

Картина меня реально потрясла: огромное поле, выжженное солнцем, и бледно-голубое небо, которые разделяет четкая линия горизонта, два фермерских домика (вернее, жилой дом и сарай или амбар), совсем маленьких, на заднем плане, и девушка в розовом платье на переднем плане, чуть сдвинутая влево, так что центр картины определяет ее левая рука, неловко выдвинутая вперед.
Любому зрителю, даже самому неискушённому, понятно, что девушка не может ходить, и что ее тонкие руки, очевидно

Но несмотря ни на что мир Кристины не замкнут в четырех стенах наследственного фермерского дома ее семьи. Ценой невероятных усилий она тем не менее получила в свое распоряжение настоящий мир: огромное поле, уходящее за горизонт и огромное небо над ней. Светлый колорит полотна, где центральным пятном становится розовое платье героини, дает ей надежду на счастье.
Почему эта картина попала в 1970-х годах в БСЭ понять не так уж и сложно. Эндрю Уайет считается представителем американского реализма, то есть художественного направления достаточно уважаемого в советское время, хотя реализм американский ( а в данном случае еще и магический) в сущности имел мало

Эндрю Уайет родился в художественной семье (художниками были отец Эндрю, Ньюэлл Конверс Уайетт, его сестра Генриетта Уайетт Хёрд и сын Джейми Уайетт)в 1917 году в городке Чеддс-Форд штата Пенсильвания, и, соответственно чаще всего писал именно свой родной город и его окрестности. Вообще основной темой его творчества до конца жизни (а он прожил 91 год) оставались провинциальный быт и американская природа. В 1940 году Уайетт женился, и примерно с этого же времени начал выезжать на лето в штат Мэн, где в городке Кушинг он и познакомился с Кристиной Ольсен и ее семьей.
Кристина Ольсен родилась в 1893 году, и примерно лет до девятнадцати была абсолютно нормальной


Уайетт решил написать Кристину Ольсен в тот момент, когда девушка только-только поняла, что не в состоянии ходить самостоятельно. Поскольку сама Кристина была тогда уже немолода, а Уайетту требовалась модель помоложе, он писал Кристину со своей жены Бетси. К тому же композиция картины организована так, что лицо модели художнику не потребовалось.
Любопытно, что Уайетт предпочитал достаточно архаическую художественную технику и писал темперой по дереву, впрочем, начинал он подобно его отцу как иллюстратор книг, а затем

Реализм, в рамках которого Уайетт работал, принято называть магическим, так как в его картинах обычные предметы очень часто имеют дополнительное символическое значение. Но в «Мире Кристины» никакой мистики художнику не потребовалось. Это простой и оттого особенно сильный рассказ о сильной женщине, которая оказалась в состоянии жить и радоваться жизни несмотря ни на что.

Дом, принадлежавшей семье Ольсен, тот самый, который изображен на картине «Мир
