
В 1717 году Антуан Ватто пишет картину "Паломничество на остров Цитера", которая становится программной, определяющей главные идеи стиля рококо, которые в дальнейшем будут развиваться в искусстве и литературе. Написанное для представления в Академию художеств, "Паломничество на Цитеру" закрепило право Ватто изображать "галантные празднества" и как следствие утвердило сам этот образ "галантных празднеств" как в искусстве, так и в сознании зрителей. Некоторые исследователи полагают, что появление образов "галантных празднеств" у Ватто связано с тем, что он поселяется у Пьера Кроза, известного мецената, владельца значительной


живописной коллекции, который, к тому же,
часто устраивал музыкальные вечера, в которых участвовали лучшие французские и итальянские исполнители, и звучала музыка Вивальди, Скарлатти, Корелли.
Доказано, что источником для создания этой работы Ватто послужила комедия Данкура "Три кузины", а, вернее, упоминание в куплетах интермедии об острове Цитера, где каждая девушка может найти себе возлюбленного. В финале этой пьесы, который является своего рода апофеозом, три ее героини уплывают на Цитеру со своими возлюбленными, чтобы обрести там счастье в любви. Цитера или Кифера – это остров, связанный в древнегреческой мифологии с культом Афродиты, которая в некоторых источниках помимо прочих эпитетов именуется Кифереей.
Ватто в своих работах создает особый мир, где главным становятся чувства и эмоции, мир утонченный, с атмосферой, полной нюансов и недомолвок, и в то же время праздничной. Мир Ватто – это мир оттенков, мир мечты, мир воспоминаний, в котором в то же время всегда присутствует ощущение незавершенности переживания, словно герои Ватто только готовятся пережить нечто счастливое или печальное.
Этот мир нуждался в совершенно особой среде, и этой средой стал остров Цитера. Можно сказать, что все герои галантных сцен уже нашли свою Цитеру, существуют в ней, а современники художника еще находятся в поиске или в процессе сотворения этого особого мира.

Хотя образ Цитеры или блаженной страны, острова любви, можно встретить и в художественных произведениях предыдущей эпохи (например, в «Астрее» маркиза Юрфе), но в эпоху рококо он приобретает совершенно особое значение. Можно утверждать, что вся культура рококо связана именно с идеей поиска своей Цитеры, острова, символизирующего счастье. Человек рококо живет в замкнутом мире, ценит и ищет везде эту замкнутость. Цитера – как раз такой замкнутый мир (поскольку это остров), где каждый может обрести высшее блаженство и высшую ценность - найти свою любовь.
Цитера – это к тому же край вечной юности, остров, возле которого по одной из легенд произошло рождение Афродиты, а в
эпоху рококо люди "не признают ни старости, ни увядания. Они вечно молоды, вечно шутят, и даже на смертном одре они все еще кокетничают... События и поступки не имеют последствий. Есть только "сегодня". "Завтра" не существует…"
Цитера – это к тому же край вечной юности, остров, возле которого по одной из легенд произошло рождение Афродиты, а в

Сюжет о паломничестве на Цитеру, очевидно, очень занимает художника, не случайно он обращается к нему три раза. Но если первое "Паломничество..." (Париж, собрание Этель), вероятно, действительно напрямую связано с финалом пьесы Данкура, то два остальных (Париж, Лувр (1717) и Берлин, дворец Шарлоттенбург) - это уже преломление собственных идей и мыслей Ватто.
Существовали различные версии того, что именно изобразил художник, поскольку сложилось две различных традиции наименования этой работы: "Паломничество на Цитеру" или же "Отплытие с Цитеры". Однако Ю.Золотов привел убедительные доказательства того, что Ватто помещает действие своей картины на сам остров Цитера: "на опушке леса видна статуя Афродиты, над кавалерами и дамами порхают амуры, провожая своих новых знакомцев; здесь нет того эмоционального крещендо, которое считали подтекстом избранного художником сюжета".
Но в работе Ватто самым главным становится не сюжет, а эмоциональный строй, своеобразная "внутренняя мелодия" картины, его произведение воплощает "мечту художника о светлом и безмятежном мире, в котором царствуют нежность и отзывчивость, и даже оттенок горечи и возникающая между людьми отчужденность заставляют острее почувствовать неумолимость надежды".
В своей картине Ватто смешивает мечту и реальность: «одна из героинь имеет черты знаменитой актрисы госпожи Демар, в то время как пейзаж второго плана с легкими почти прозрачными очертаниями гор, поднимающихся над серебристой мглой, скрывающей остров, кажется увиденным во сне».
Наиболее известное луврское "Паломничество" имеет довольно своеобразную композицию, в основе которой можно увидеть изогнутую, S-образную линию, которая по утверждению Хогарта составляет основу прекрасного в искусстве. Зритель подчиняет свой взгляд свободному ритму, заданному художником. Общая конфигурация персонажей кажется волнообразной, "они поднимаются на высокий край холма, затем спускаются к золоченой ладье, а порхающие над ладьей амуры завершают этот сложный и изысканный мотив. Наконец, рисунок ветвей и темной травы переднего плана создают вокруг фигур обрамление, напоминающее гирлянду" .
Существовали различные версии того, что именно изобразил художник, поскольку сложилось две различных традиции наименования этой работы: "Паломничество на Цитеру" или же "Отплытие с Цитеры". Однако Ю.Золотов привел убедительные доказательства того, что Ватто помещает действие своей картины на сам остров Цитера: "на опушке леса видна статуя Афродиты, над кавалерами и дамами порхают амуры, провожая своих новых знакомцев; здесь нет того эмоционального крещендо, которое считали подтекстом избранного художником сюжета".
Но в работе Ватто самым главным становится не сюжет, а эмоциональный строй, своеобразная "внутренняя мелодия" картины, его произведение воплощает "мечту художника о светлом и безмятежном мире, в котором царствуют нежность и отзывчивость, и даже оттенок горечи и возникающая между людьми отчужденность заставляют острее почувствовать неумолимость надежды".
В своей картине Ватто смешивает мечту и реальность: «одна из героинь имеет черты знаменитой актрисы госпожи Демар, в то время как пейзаж второго плана с легкими почти прозрачными очертаниями гор, поднимающихся над серебристой мглой, скрывающей остров, кажется увиденным во сне».

В то же время эта общая конфигурация подобна фигуре менуэта, что придает действию значение своеобразного танца, объединяя в него всех персонажей полотна. Танцы вообще являются очень важной составляющей жизни людей каждой эпохи и во многом ее отражают. Бесспорным фаворитом в первой половине XVIII остается менуэт, любимый бальный танец света еще с конца XVI века, но в XVIII он становится
более быстрым, его рисунок – более прихотливым, а фигуры строятся на плавных и мягких движениях рук и мелких изящных шагах, что также делает его выразителем образного строя рококо. В эту эпоху танцы часто являлись составляющей салонных собраний и тоже были способом общения гостей. Балы могли устраиваться в садах и парках, и эта традиция в определенной степени соотносится с сюжетом полотна Ватто.


Этот мир нуждался в совершенно особой среде, и этой средой стал остров Цитера. Можно сказать, что все герои галантных сцен уже нашли свою Цитеру, существуют в ней, а современники художника еще находятся в поиске или в процессе сотворения этого особого мира.