nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ:
ПОЧЕМУ ОНИ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ?

      «Малые голландцы» - это традиционный искусствоведческий термин. Так называют многочисленных голландских художников 17 века, картины которых действительно были маленькими по размеру. И  писали они не библейские сюжеты или парадные портреты, а пейзажи, интерьеры, натюрморты или жанровые бытовые сюжеты.
      Вообще, большинство самых известных голландских художников этого времени, например, Франс Хальс или Рембрандт, к «малым голландцам» не относятся. Хотя бы потому, что их картины отличают весьма приличные размеры. И темы они брали более масштабные. Но это совсем не значит, что в «малые голландцы» шли художники менее талантливые.
      Среди «малых голландцев» числятся такие знаменитости, как Ян ван Гойен, Питер де Хоох, Габриэль Метсю, Герард Тербох, Ян Стеен, братья Остаде, Балтазарван дер Аст и еще огромное множество имен. Картины этих художников украшали интерьеры голландских бюргеров, зажиточных и даже не слишком богатых, и весьма высоко ценились. Их стоимость, судя по описям имущества 17 века, могла варьироваться от 36 до 150 флоринов, а, возможно, и больше, что для тех времен составляло значительные суммы.
      Конечно, эти картины дают неплохое представление о быте и нравах, вообще о жизни голландцев 17 века, но все же их авторы вкладывали в свои полотна и другой, более глубокий смысл, который могли прочитать только современники, хорошо знакомые с символической системой своего времени.
      Голландцы 17 века были весьма религиозны, и картины голландских  (да и фламандских) художников этого времени обязательно содержат многозначительные указания на основные религиозные понятия. Художники напоминают о бренности всего земного и о возможности вечной жизни для праведников, о греховности человеческой натуры и о необходимости помнить и соблюдать библейские заповеди. Все эти прелестные живописные детали, вроде надкусанного пирога или опрокинутого бокала, все эти цветы, плоды и бабочки имеют особое значение, которое и составляет скрытый смысл такой вроде бы непритязательной, но красивой картины.
       Например, цветы, особенно немного увядшие, уже теряющие свои лепестки, напоминают проницательному зрителю о краткости жизни и мимолетности земных наслаждений, бабочка, символизирующая человеческую душу, напоминает о необходимости ее спасения, надкусанные или слегка тронутые тленом плоды говорят о бренности человеческого тела и так далее. Впрочем, символика полотен в зависимости от комбинаций и расположения предметов может меняться и одни и те же элементы, но изображенные в различных сочетаниях могут говорить и о смерти, и о спасении.
       Картины, изображающие бытовые сюжеты, например, девушку с письмом или кавалера с бокалом вина, тоже чаще всего несут в себе дополнительный смысл, морализируя на темы нравственности, показывая примеры неправильного поведения и предостерегая от ужасных последствий. Приличные девушки не должны тайно читать любовные записки от сомнительных кавалеров, молодые люди не должны предаваться порокам вроде пьянства и игры в карты, не говоря уже о посещении сводни, что тоже является довольно популярным сюжетом подобных картин.
      В Нидерландах даже существовали художественные центры, которые специализировались на определенных сюжетах. Например, художники Харлема предпочитали писать так называемые «завтраки», в Утрехте специализировались на цветочных букетах, в Лейдене, университетском городе, где было много ученых, любили писать натюрморты на тему бренности земного существования, именуемые  “Vanitasc непременным черепом в центре композиции, а в Гааге, славящейся рыбным рынком, особой популярностью пользовались «рыбные» натюрморты
      До нас дошли не только работы «малых голландцев», но и многочисленные сборники с толкованием символов и эмблем того времени. Конечно, в основном они доступны, да и интересны только специалистам по соответствующему периоду истории искусства. А для обычных зрителей остаются блестяще написанные замечательные картины, которые мы можем толковать так, как нам это понятно сейчас, тем более что все эти полотна открыты для творческого переосмысления зрителем.
Tags: истории, стили и направления в искусстве, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments