nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ПРЕРАФАЭЛИТЫ:
ГЛАМУРНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

         Прерафаэлиты – это группа английских художников и литераторов, которые в 1848 году образовали нечто вроде творческого союза, который назывался «Братство Прерафаэлитов». В ряды этого, как сказали бы сейчас, неформального творческого объединения вошли те, кто избрал своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения, то есть искусство, существовавшее «до Рафаэля». Основным достоинством художественных произведений этой эпохи молодые художники полагали религиозность, нравственную чистоту и даже некоторую наивность. Более всего их раздражал кондовый академизм, господствовавший в английском искусстве второй четверти 19 века, а также нарождающаяся буржуазная культура индустриального общества.
          Прерафаэлиты стремились уйти из действительности, которая их раздражала и даже пугала, в мир романтических грез, в более привлекательное для них прошлое или даже в придуманный мир фантазии, легенд и литературного вымысла.
          Академизм опирался на образцы Высокого Возрождения, отсюда происходит обращение прерафаэлитов к искусству более ранних эпох. Стоит добавить, что в отличие от остальной Европы, в Англии не были утеряны традиции готики, отчасти обусловившие самобытность английского искусства на протяжении 16 – начала 19 веков, поэтому в обращении прерафаэлитов к национальным художественным традициям, в сущности, не было ничего сверхъестественно оригинального.

                                                                     
                                                                          Форд Мэддокс Браун

           
                Данте Габриэль Россетти           Уильям Холмен Хант                     Джон Эверет Миллес

                                     
                                            Уильям Моррис                                Эдуард Бёрн-Джонс

          В «Братство Прерафаэлитов», просуществовавшее до 1853 года входили Данте Габриель Россетти, Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес. Их идейным вдохновителем был художник Форд Мэдокс Браун, который дружил с прерафаэлитами, но не входил в их «Братство». Позднее к кругу прерафаэлитов присоединились Уильям Моррис и Эдуард Бёрн-Джонс, которые уже считаются прямыми предшественниками стиля модерн и символизма.
Теоретиком «Братства» стал Уильям Майкл Россетти, родной брат Данте Габриэля, который также был увлечен идеями прерафаэлитов, но не имел никаких способностей к рисованию. Он достаточно четко изложил основные положения прерафаэлитов:
          1. художники «должны иметь гениальные идеи и выражать их»;
    2. они должны «внимательно изучать природу, чтобы затем уметь изображать ее»;
    3. истинному художнику необходимо «сочувствовать и любить все, что ясно, точно, серьезно и глубоко прочувствовано в предшествовавшем искусстве, и отрицать все, что может быть в нем условного, самодовольного, напыщенного и рутинно-заученного»;
    4. и, что самое важное, художник обязан «производить только вполне хорошие картины и статуи».
  Манифест, конечно, несколько наивный, но участники «Братства» честно пытались следовать его положениям, насколько это вообще было возможно при их уровне мастерства и таланта.
   Первая выставка «Братства» состоялась в 1849 году, сначала критика приняла новое художественное направление достаточно благосклонно, но затем прерафаэлитов начали критиковать, причем самой жесткой критике подверглась работа Джона Миллеса «Христос в родительском доме». Особенно усердствовал Чарльз Диккенс. В вину художнику поставили непочтительное отношение к религиозному сюжету. После этого прерафаэлиты предпочли писать картины на исторические или литературные темы. Тем более, что две работы Россетти, посвященные Деве Марии «Слуга Господня» и «Юность Марии» тоже были восприняты публикой негативно.

                                                                     Данте Габриэль Россетти.
                                   
                                                   
                                            Слуга Господня                                          Юность Марии

 Рассматривая картины прерафаэлитов можно заметить, что женские модели на них очень похожи. Действительно, в этом кругу культивировался определенный тип женской красоты (бледная рыжеволосая статная дама с четкими чертами лица, так сказать, «английская роза»), и моделями служили всего несколько женщин: Элизабет Сиддал, дочь торговца скобяными товарами, которая впоследствии стала женой Россетти, Фанни Корнфорт, гениальная натурщица и проститутка, и Джейн Моррис, жена Уильяма Морриса.

   
                Джейн Моррис                                      Элизабет Сиддал                                  Фанни Корнфорд


        Прерафаэлиты, подражая художникам 14-15 веков, создавали очень сложные в композиционном отношении картины, где тщательное отношение к передаче натуры сочеталось со стилизацией и сложной символикой. Художники этого направления старались отойти от темных тонов, использовали яркие и чистые краски, в чем-то даже предвосхищая импрессионистов. Однако реальная жизнь их практически не интересовала. Они писали картины, иллюстрирующие пьесы Шекспира, произведения Данте и Мэлори, а также полотна на исторические, философские или религиозные темы. Кроме того, достижения реалистической пленэрной живописи, проявившиеся еще в творчестве Джона Констебла и Уильяма Тёрнера, кажется, прерафаэлиты просто не заметили. Их, все-таки, более всего занимала содержательная, а не визуальная, собственно художественная, сторона искусства.

   
Джон Констебл. Кафедральный собор в Солсбери                Джон Тёрнер. Дождь, пар и скорость

 Прерафаэлиты были чисто английским явлением, в России, да и нигде в мире, ничего подобного ни в это время, ни позже создано не было. Это связано с тем, что русские художники, например, в это время решали совершенно иные художественные задачи. Для них в ту же эпоху середины 19 века основным фактором, влияющим на творчество, был социальный заказ. Протест против академизма в России выразился не в уходе художников в мир красивых грез и философских размышлений, а в поисках правды жизни, и, в конце концов, вылился в «Бунт 14-ти» и в создании «Товарищества передвижных художественных выставок».

     
                    Василий Перов. Тройка. 1866                            Александр Морозов. Отдых на сенокосе. 1861
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments