nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ

ОДНАЖДЫ В СОЛСБЕРИ:
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЖОНА КОНСТЕБЛА


         Сейчас это название – Солсбери –можно услышать чуть ли не из каждого утюга в связи с известными событиями. А когда-то это был премилый городок, знаменитый лишь своим собором да еще парой средневековых архитектурных достопримечательностей.  А еще тем, что именно там (в числе прочего) были заложены основы нового европейского искусства, а точнее, пейзажного жанра.
         Дело в том, что Солсбери регулярно, начиная с 1820-х годов посещал Джон Констебл, один из родоначальников пленэрной живописи и реалистического подхода к пейзажному жанру, а также предтеча импрессионизма. А знаменитый величественный готический собор города Солсбери, также, как и некоторые другие достопримечательности,впоследствии несколько раз становились главными героями пейзажей Констебла.
        Сам собор художник писал в разное время дня, при разном освещении и при разном состоянии погоды. Это еще, конечно, очень далеко до серии «Стогов», «Руанского собора» или «Вокзала Сен-Лазар» Клода Моне, но тем не менее начало было положено именно здесь.
         Наиболее известны у Констебла:
·        «Собор в Солсбери с домом архиепископа», 1820;
·        «Собор в Солсбери», около 1823;
·        «Собор в Солсбери», около 1826 года;
·        «Собор в Солсбери от заливных лугов», этюд 1829-31;
·        «Заливные луга близ Солсбери»;
·        «Собор в Солсбери» 1831.
        И самым значительным из них традиционно считается последний «Собор», 1831 года. История его написания такова:
В 1829 году Джон Констебл вместе со своим приятелем Джоном Фишером, который имел в Солсбери дом, в очередной раз посетил этот город. Видимо, они попали туда в плохую погоду, скорее всего, была гроза. И художнику пришла в голову мысль изобразить свой любимый собор на фоне «уходящей бури».
        Для Констебля, также как и для его друга Джона Фишера, такой выбор сюжета имел конкретно в этот период, в начале 1830-х годов еще и дополнительное символическое значение. Это время в английском обществе много говорили о необходимости реформирования англиканской церкви. Констебл это мнение не поддерживал. Он считал, что попытка покуситься на самый священный из всех общественных институтов Англии чревата всевозможными социальными катаклизмами. Констебл вообще отличался большой консервативностью во взглядах на жизнь (но не на искусство).
        Радуга на картине должна была символизировать надежду художника на то, что никаких изменений в церковной жизни Англии не произойдет, и старые добрые традиции никуда не исчезнут, продолжая составлять фундамент существования английской нации. Основание радуги Констебл поместил прямо на крыше дома Фишера, очевидно в знак уважение и дружбы.
Констебл очень ценил именно этот «Собор». Он начал работу над ним в 1829 году, закончил в 1831, а затем внес дополнительные поправки в 1835. Сам он говорил об этой картине «мое самое впечатляющее полотно» и очень гордился им.
   Однако, исследователи его творчества всегда указывали, что непосредственного восприятия пейзажа здесь как раз нет. Символический образ церкви, обрамленной радугой, словно божественным благословением, встречался у художника и раньше. Ива и большой вяз в левой части полотна уже были использованы художником в картине «Прыгающая лошадь», лодочник с длинным шестом появился ранее в картине «Телега для сена», а шотландская овчарка, стоящая на переднем плане в центре  - на картине «Хлебное поле». То есть фактически Констебл стал здесь компилятором самого себя.
        В сущности, для того время здесь не было ничего странного. Довольно распространенной практикой той эпохибыла ситуация, когда художник-пейзажист составлял окончательную версию своего пейзажа из натурных этюдов и зарисовок уже в мастерской, не имея перед глазами реального пейзажа. Никого не удивляло, если по спонтанному желанию или для реализации некоей творческой задачи, пейзажист добавлял в картину какие-то вымышленные детали.
Но есть среди видов Солсбери работы Констебла и провозвестники нового подхода к изображению пейзажа. Это этюды «Собор в Солсбери от заливных лугов» и «Заливные луга в Солсбери».
        Последняя работа была отвергнута жюри Королевской Академии из-за «ужасного зеленого цвета». А между тем, именно здесь Констебл пишет не вымышленный, построенный пейзаж, а работает на натуре. И этот пресловутый «ужасный зеленый цвет» был реальным цветом травы и деревьев, который воспринял человечески глаз, в данном случае, глаз художника.
        Констебл еще в 1830-х годах ставил перед собой вопрос: как именно надо класть на холст мазки краски, чтобы они, например, могли передать реальные блики солнечных лучей на поверхности воды. Это уже практически импрессионистический подход к живописи, поскольку только импрессионисты действительно всерьез задумались о проблеме восприятия человеческим глазом изображения на холсте. Констебл, кстати, решил тот вопрос при помощи мазков титановых белил, размер которых варьировал в зависимости от поставленной задачи. Иногда они изображали капли влаги на мокрых листьях, а иногда – влажные пятна на различных поверхностях. Это была по-настоящему новаторская техника, которую современники не оценили и язвительно именовали «снежинками Констебла».
        Конечно, Констебл делал еще только первые шаги по пути, который вел пейзажную живопись от жестко построенной композиции с определенным сюжетным замыслом к импрессионистическому непосредственному восприятию окружающего мира, он очень много внимания уделял передаче воздушной атмосферы и освещения. Констебл был новатором и еще в одном моменте: до него считалось, что пейзаж должен непременно радовать глаз зрителя. Все некрасивые, неприятные, неэстетичные детали художник не вставлял в окончательный вариант картины. Но Констебл считал, что его родная Англия прекрасна во всех своих проявлениях И красоту ее пейзажа не могут нарушить трухлявый пень, поваленное дерево, утлая лодка или присутствие оборванного бродяги.
        Между прочим, еще в 1830 году (!) Констебл писал в предисловии к своему альбому «Английский пейзаж», что всегда стремился «запечатлеть влияние на пейзаж света и тени, которые не только создают общую атмосферу, но и позволяют точно установить время года и суток, дают возможность запечатлеть мимолётное мгновение…»
Ну а собор в Солсбери, который так любил писать художник оказался очень удобен для реализации творческих задач. Его причудливые архитектурные формы в любое время хорошо контрастировали с окружающей средой и выделялись на фоне неба и зелени.
      P.S.Кстати, у Констебла есть довольно эффектная акварель, изображающая Стоунхендж, где мегалитические каменные конструкции изображены на фоне мрачного грозового неба, что, как предполагается обозначает недолговечность человеческой жизни. Радуга же, которая на сей раз имеет основанием доисторические руины, является символом надежды.
 
Tags: истории, сюжет, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments