ПЕРЕДВИЖНИКИ
Прежде, чем оценивать творчество передвижников, отношение к которому на протяжении всего ХХ века радикально менялось, надо понять, что же это вообще было такое – движение передвижничества, как началось, чем закончилось и какие имело последствия.
Вторая половина 19 века для российского общества была временем перемен. Это была эпоха реформ или, вернее, эпоха, когда общество жило в ожидании реформ, а потом разочаровывалось, получая от государства совсем не то и не столько, сколько хотелось. Расцвет науки сочетался с усилением радикальных молодежных движений, вроде народовольческих, вера уступала место нигилизму, а романтизм и историзм в искусстве – критическому реализму.
В русском искусстве это время, а точнее, период 1860-х-80-х годов как раз и принято связывать с движением передвижничества. Слово «передвижники», наверное, знакомо абсолютно любому человеку в нашей стране, даже достаточно далекому от искусства. В советское время передвижниками действительно было принято восторгаться, их больше всего выставляли в музеях, а всю живопись советского периода сводили к передвижнической основе, будто и не было в нашем искусстве авангарда и символизма, а также всего остального, к чему нельзя было прицепить идеологические ярлыки. С другой стороны, передвижники – это реальный факт русской истории искусства, и для своего времени они были весьма прогрессивными художниками.
История передвижничества начинается с так называемого «Бунта 14». В 1863 году выпускники Академии художеств, которые, как обычно, должны были писать отчетную картину все на одну тему, связанную с мифологией, отказались это делать. Видимо, тема «Пир на Вальгалле» показалась им чересчур академичной и далекой от жизни. Выпускники потребовали разрешения выбрать свободную тему для своей работы, а когда Академия не согласилась, то вообще отказались сдавать этот экзамен. Свободными темами для молодых художников, вышедших в основном из разночинцев, прежде всего, были сюжеты, связанные с современной им действительностью, проблемы которой волновали их самих, их сверстников, не имевших отношения к искусству, и, разумеется «всю прогрессивную общественность» того времени.
Академист Петр Заболотский не поддержал своих товарищей и был согласен на предложенную тему, однако ради него одного конкурс проводить не стали. В конечном итоге у него карьера так и не сложилась.
Группа художников, вышедшая из Академии, образовала в 1863 году в Петербурге «Артель художников», организованную по типу рабочей коммуны, описанной у Чернышевского в романе «Что делать?». Молодые художники, среди которых были такие прославленные впоследствии мастера как Иван Крамской и Константин Маковский, ставили вполне конкретные цели своей организации. Они предполагали писать и выставлять свои полотна, работать по заказам, организовывать выставки, издавать каталоги своих работ и устраивать клубные мероприятия, привлекая туда как своих коллег, так и всех любителей искусства. Деньги, получаемые каждым из членов Артели за свой труд, предполагалось складывать в общий котел, а потом распределять по справедливости.
Разумеется, на практике осуществить все это, а особенно последний пункт о финансировании, оказалось невозможным. К началу 1870-х годов Артель сама собой распалась, и одни из ее участников пошли своей самостоятельной дорогой, а другие влились во вновь создаваемое «Товарищество передвижных художественных выставок».
Инициаторами создания Товарищества стали Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Николай Ге и Василий Перов. К 1871 году они подготовили первую выставку объединения. Передвижные выставки для России того времени действительно были новаторской идеей. Прежде современное искусство можно было увидеть только в Петербурге, где выставки организовывала Академия, или в Москве, где этим занималось Училище живописи, ваяния и зодчества, которое фактически было филиалом Академии и, соответственно, следовало тем же самым академическим правилам и традициям в отборе работ для показа. В провинции же никаких подобных выставок прежде не проводилось, и появление передвижных, да и еще и с работами, посвященными современной российской действительности производило эффект разорвавшейся бомбы.
Художников-передвижников объединяла не только выставочная деятельность. Все они работали в рамках художественного направления, называемого критическим реализмом. Поначалу они сосредотачивали свое внимание на негативных сторонах современной им действительности, а позднее стали изображать в своих работах не только все то ужасное, что сопровождало жизнь народа в царской России, но и красоту народного быта, не только страдание простых людей, но и мужество, и силу человеческих характеров. Передвижники стали обращаться к изображению красот русской природы, героических страниц русской истории. На передвижных выставках стали появляться портреты современников, и даже картины на религиозные темы, поднимающие сложные философские и психологические проблемы бытия.
Передвижники во времена своего расцвета сыграли огромную роль в развитии русского искусства, а также в воспитании нового зрителя. Это тоже было очень важной стороной их деятельности, поскольку какой смысл писать картины, которые никто не поймет, и организовывать выставки, если на них не придут зрители. Благодаря усилиям передвижников, в обществе изменился взгляд на роль художника, и из обслуги, оплата которой происходила в счетах где-то между лакеями и поварами, живописец превратился в глашатая современности, такого же, как литератор и публицист. Художник даже обладал гораздо большими возможностями выражать и передавать зрителю свои идеи и взгляды, поскольку читать в царской России умели далеко не все, а вот понять, что нарисовано на картине доступно абсолютно любому человеку.
Передвижники прошли путь развития, вполне типичный для любого российского художественного явления: от полного неприятия официальными структурами, в данном случае в лице Академии художеств, к признанию прогрессивной и либерально настроенной частью общества, затем к полному общественному и официальному признанию, и, наконец, к стагнации и забвению.
Последняя выставка Товарищества прошла в 1923 году, уже в советскую эпоху, и, можно сказать, что прямыми преемниками передвижников оказались советские художники 1930-50 годов, работавшие в рамках ставшего официальным и официозным стиля социалистического реализма. В сущности, их дело будет процветать, пока в России будут оставаться художники-реалисты традиционной выучки.
Именно из-за этой преемственности отношение общественности к передвижникам в наше время стало меняться. Качество и высокий технический уровень их работ никто не отрицает, но их идеи сейчас кажутся наивными и поверхностными. Для своего времени они были чрезвычайно прогрессивны, и многие из передвижников в эпоху расцвета своей карьеры становились наставниками художников нового поколения, работавших впоследствии уже в рамках авангарда, символизма и т.д., а, следовательно, здесь можно проследить прямую преемственность русской художественной школы.
Но современное искусство идет другим путем, и наивные и прямолинейные сюжетные работы передвижников остаются всего лишь страницей в истории русского искусства. Страницей яркой и запоминающейся, но уже давно перевернутой.