nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ РЕНЕ МАГРИТТА

Часть 1.

         Вероятно то, что детские впечатления и переживания оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека, сомнению не подлежит. Но вот что именно и как именно повлияетпрогнозировать почти невозможно. Бывает, что ужасная семейная трагедия проходит для ребенка почти незамеченной, а иногда случайное слово кого-то из значимых близких может ранить настолько, что от этого будет невозможно оправится до конца жизни.
         Рене Магритт в детстве пережил одну из самых страшных трагедий, которую только может пережить ребенок – гибель матери, и любому, кто занимается его творчеством ясно, что это не могло не отразиться и на всей его последующей жизни, и на его художественном стиле.
         Рене Франсуа Гилен Магритт родился в 1898 году в бельгийском городе Лессине провинции Эно. Его родители: коммерсант Леопольд Магритт и модистка Регина Бертиншан - оба были местными уроженцами, там же жили и их многочисленные родственники. Рене был старшим ребенком, позднее родилось еще двое мальчиков, и семья переехала в соседний городок Шатле. Вероятно, причиной этого переезда была банальная экономия, поскольку в Шатле семья Магриттов поначалу жила в квартире над мясной лавкой, принадлежавшей брату Регины. Потом дела у Леопольда пошли очень успешно, и он приобрел для семьи большой отдельный дом недалеко от реки Самбры.
        Дом переделали специально для семьи Магриттов, он был удобный и красивый, но почему-то Регина его невзлюбила. Возможно, дело было и не в доме. Регина была домохозяйкой с маленькими детьми, муж занимался бизнесом и особо не уделял ей внимания, так что возможно у нее начала развиваться депрессия. Как-то раз она спустилась в подвал и попыталась утопиться в баке с водой. Были и другие попытки суицида, так что муж начал запирать ее на ночь в комнате. Там же спал и ее младший сын Поль.
        Однажды февральской ночью 1912 года, Регина каким-то образом выбралась из запертой комнаты и исчезла. Все близкие были уверены, что она утопилась в Самбре, и к несчастью эта версия подтвердилась. Через 17 дней ее тело нашли в километре от дома ниже по течению реки.
        Детей старались держать подальше от всей этой истории, но полностью оградить от соседских слухов и домыслов, а также от полицейского расследования, их, разумеется не удалось.Рене, тогда было уже 14 лет, и он оказался в курсе всех подробностей дела, хотя впоследствии никогда и никому о нем не рассказывал.
      Только один раз он поделился воспоминаниями со своим другом Луи Скютенером, а тот позднее записал свои воспоминания об этом рассказе:
         «Его мать – тогда еще молодая женщина – покончила с собой, когда ему было двенадцать лет (на самом деле четырнадцать). Она спала в одной комнате с младшим сыном. Проснувшись среди ночи, и обнаружив, что ее нет, он разбудил всех остальных. Обыскали дом, но тщетно, потом, заметив следы на пороге и на мостовой, двинулись по ним и дошли до моста через реку Самбру, протекавшую поблизости.
Мать художника бросилась в воду, и когда тело вытащили, увидели, что ее лицо закрыто ночной рубашкой. То ли она надвинула ее на глаза, чтобы не видеть избранной ею самой гибели, то ли так ее накрыл водоворот – этого никогда не узнали.
Единственное, что запомнилось – или казалось, что запомнилось – Магритту в связи с этим событием – это острое чувство гордости тем, что он находится в центре драмы и вызывает сострадание».
        Некоторые исследователи утверждают, что не стоит придавать такое большое значение этому эпизоду из раннего
подросткового возраста при анализе зрелого творчества взрослого художника. Но вероятно, что образ мертвой женщины с лицом, скрытым ночной рубашкой, произвел на будущего художника сильное впечатление. Возможно, полное осмысление произошло позже, когда выросший Магритт увидел в этом и некоторую романтику, и эротику, и жалость к женщине, оказавшейся
не в силах смотреть в лицо собственной смерти.Тема скрытого лица впоследствии очень часто появляется у Магритта, причем в самых разных вариантах, и не только у женщин, но  у мужчин.
        Наиболее конкретно (насколько это вообще может быть у сюрреалиста) тему гибели Регины Магритт Рене отобразил в картине «Наводнение», где лицо женщины крепкого сложения, опирающейся на тубу как будто скрыто туманом. Тема гибели в воде подчеркивается изображением мотива венецианской лагуны на заднем плане картины.
      Самым показательным вариантом мотива скрытого лица можно считать картину «Любовники» 1928 года, на которой изображены целующиеся мужчина и женщина с лицами, закрытыми тканью. Еще один вариант развития этой темы у Магритта – скрытое или трансформированное лицо при обнаженном теле, как, например в картине «Коллективное измышление» 1935 года, где обнаженная нижняя часть женщины сочетается с рыбьей головой. Еще более иронически, или, даже цинично Магритт переосмыслил эту тему в картине «Изнасилование» 1934 года, когда лицо скрывается, превращаясь в обнаженное женское тело.
    Лица у мужчин художник чаще всего скрывает, помещая перед ними различные предметы, как яблоко в «Сыне человеческом» 1964 года, или целый набор разнообразных вещей в «Привычных предметах» 1928 года.
      Примерно в том же 1912 году (либо в 1913) Магритт на городской ярмарке в Шарлеруа, куда его семья переехала после смерти матери, случайно познакомился с одной очень хорошенькой девочкой, чуть младше его. Девочку ждали Жоржетта Берже. Из-за войны детская дружба прервалась, поскольку семья Магритта снова переехала. Жоржетту Берже Магритт встретил снова только в начале 1920-х годов, когда они оба поселились в Брюсселе. Они начали встречаться, и этот спокойный роман закончился браком в 1922 году.
    Брак этот сразу оказался не совсем типичным. У Жоржетты случилось несколько выкидышей, и супруги сознательно решили отказаться от идеи родить детей, и завели волнистых попугайчиков и шпицев.
    В общем, как это часто бывает в браке с творческим человеком, ребенком в этих семейных отношениях оказался Рене. Жена вела домашнее хозяйство, работала, поскольку Магритт долгое время зарабатывал мало, а у его отца больше не было возможностей поддерживать творческие поиски сына, да еще и получала посылки с продуктами от родственников, что позволяло ей немного экономить. Благодаря ей Рене имел возможность заниматься живописью и литературой, посещать шахматный клуб, встречаться с друзьями и иногда расслабляться в борделях.
        Жизнь Магритта была настолько спокойной и упорядоченной под управлением Жоржетты, что когда один раз она проявила слабость и завела роман с одним из друзей Рене, тот был настолько потерян, что обратился в полицию, и возвращать супругу домой отправился в сопровождении полицейского.
     В этом браке супруги как будто постоянно менялись местами, и оба были друг другу и родителями и детьми. В 1936 (1937) году Магритт написал картину, которая кажется очень неприятной. Он назвал ее «Дух геометрии», и на ней изображены мать и ребенок, поменявшиеся головами. Судя по всему, в ней как раз и отразилась суть его отношений с женой. Скорее всего, такая форма семейной жизни была связана с недостатком материнской любви, а также вероятно с тем, что Магритт в родительском доме так и не наблюдал нормальных супружеских отношений между своими родителями.
    Магритт и его жена не могли существовать друг без друга, но равным этот брак все же не был. Жоржетта никак не была причастна в творческой стороне жизни своего мужа. Рене ценил свое уединение, и близко никого к себе не подпускал.

Продолжение следует…
Tags: истории, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments