nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ РЕНЕ МАГРИТТА

Часть 2.

        Трудно сказать, какой бы художественный стиль избрал человек с таким психическим багажом как у Рене Магритта, родись он немного раньше или немного позже. Но для человека, чей творческий путь начался в 1920-х годов, направление движения было заведомо определено – сюрреализм.
        Впрочем, Магритт начал немного издали. С 1916 по 1918 год Магритт учился в Академии изящных искусств в Брюсселе, затем он ее покинул, и начал работать самостоятельно. Поначалу он работал сразу в нескольких направлениях. Вместе со своим другом помладше, Э.Л.Т.Мессентом он издавал дадаистский журнал, а с более старшим приятелем, Виктором Сервранксом, писал теоретический труд на тему чистой абстракции. И при этом самые первые полотна Магритта выли выполнены в стиле пост-кубизма, модного в начале 1920-х годов, который можно еще назвать кубизмом, адаптированным для широкой публики.
        Неожиданным для всех этих художественных исканий, которые касались в основном художественного языка, было наличие сильного эротического начала. Сам Магритт вспоминал, что интерес к тайнам женской природы у него появился даже не после смерти матери, а еще раньше, когда он проводил каникулы у бабушки в небольшом городке Суанье.
        Единственной достопримечательностью этого места была монастырская церковь, построенная в стиле ранней романской архитектуры. При ней сохранилось заброшенное кладбище с надгробиями 13 и 14 века. И вот на этом самом кладбище юный Рене любил играть с маленькой девочкой, своей подружкой. Игры у них были вполне обычные для детей в таком месте -  они любили залезать в средневековые усыпальницы, заглядывать по мере возможностей под полуразрушенные плиты и за таинственные двери. Очень может быть, что дети занимались не только играми в следопытов.
        Кстати, именно на  этом кладбище Рене впервые в жизни увидел художника, который писал аллею с обломками колонны и пожухлыми листьями. Работа провинциального живописца показалась Магритту настоящим колдовством, а сам художник – человеком, наделенным воистину волшебной силой. Именно тогда Рене и задумался о выборе своего жизненного пути.
        До начала 1920-х годов Магритт мог пользоваться финансовой поддержкой отца. Учась в Академии, он жил в пансионе, где официально зарегистрировался как «рисовальщик». Позднее он переехал в новый дом своего отца, где ему принадлежал весь верхний этаж. Академию Магритт посещал нерегулярно, н все-таки он не только многому там научился, но и обрел нескольких близких друзей. С одним из них, Пьером Флуке, Магритт даже в течение некоторого времени снимал одну мастерскую на двоих, а потом еще провел совместную выставку картин и плакатов.
       В 1921 году Магритта призвали в армию, но служба прошла для него абсолютно спокойно. Офицеры относились к своему талантливому подчиненному вполне благосклонно и не мешали ему продолжать заниматься живописью.
Первым шагом на пути к становлению собственного стиля для Магритта стало знакомство с творчеством Джорджо де Кирико.             Еще в 1914 году Рене впервые увидел репродукцию с картины де Кирико «Любовная песнь» ("Песнь любви") и был потрясен. Но собственно мотивы итальянского метафизика у Магритта начинают появляться только с 1925 года. И именно с этого времени он начинает превращаться в сюрреалиста. Его первой по-настоящему сюрреалистической картиной стал «Потерянный жокей», законченный в 1926 году. Впрочем, первая выставка его картин, написанных в новом стиле, оказалась неудачной. Брюссельская публика явно еще до них не дозрела. Кстати, "Потерянного жокея" Магритт впоследствии изображалеще не один раз в нескольких вариантах.
         Понятно, что подлинной Меккой для начинающего сюрреалиста был Париж, куда в 1927 году и отправился Магритт с супругой. По началу им пришлось устроиться в предместье у родственников Жоржетты. Добираться в центр было довольно сложно, а прекрасный вид на Сену не мог полностью компенсировать неудобства, так что Магритты постарались как можно скорее перебраться поближе к центру города.
          В то время после краткого периода безденежья, когда Магритт зарабатывал как мог, сотрудничая в журналах, в издательском бизнесе и даже рисуя эскизы для обоев, у него наконец стабилизировалась денежная сторона жизни. Магритт заключил контракт с брюссельской галереей Сенто, и получил гарантированную финансовую стабильность.
            Французский сюрреалисты во главе с Андре Бретоном вовсе не жаждали принимать в свой круг какого-то бельгийца. Даже несмотря на то. что у него был покровитель в лице бельгийского поэта-сюрреалиста Камиля Гуманса, имевшего некоторое влияние в их среде. Ни на какие значимые мероприятияМагритта в то время не приглашали, ни в каких совместных сюрреалистических проектах он не участвовал. Для французских сюрреалистов его как будто и не существовало.
          Некоторые исследователи предполагают, что это было связано с тем, что в сюрреализме того времени существовало разделение на сюрреализм, который создавался с помощью определенных механистических приемов (этим занимались, например, Миро, Арп, Макс Эрнст после 1924 год), и сюрреализм фигуративный, который разрабатывали последователи де Кирико (Макс Эрнст до 1924 года, Магритт и несколько позднее Дали). Бретон отдавал предпочтение сюрреалистам первой категории и старательно игнорировал второе направление.
         В конце концов, несмотря на то, что отношение к Магритту со стороны парижских сюрреалистов стало более лояльным, он предпочел расстаться с их кругом. Его стал раздражать Бретон, который мнил себя единственным гуру и раздавал художникам ценные указания. Несмотря на то, что Магритт был исключительно спокойным и тихим человеком, он начал возражать и спорить с Бретоном, а потом махнул на все рукой и в 1930 году вернулся в Брюссель. К тому же  брюссельский торговец картинами свернул свой бизнес и Магритт снова был вынужден искать себе возможность стабильного заработка.

       Продолжение следует…
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 03:05: БОГОМАТЕРЬ НА ИКОНЕ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ КАНОНЫ https://t.co/0RxO1mVpnU Пт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Чт, 03:05: САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. ВЕНЕРА И МАРС. Ок.1483 https://t.co/drbh34BAy7 Чт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Ср, 03:05: АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ. МЕРТВЫЙ ХРИСТОС С ОРУДИЯМИ СТРАСТЕЙ. 1582 https://t.co/M0hKcY5aWu Ср, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments