nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ТАЙНЫ СВЯТОЙ УРСУЛЫ

         Истории католических святых помимо воистину садистской жестокости с которыми их уничтожала еще не обратившаяся в истинную веру среда их обитания, поражают подчас еще и полным отсутствием логики и здравого смысла в изложении. Такова в некоторых моментах и история святой Урсулы.
         Обычно биографии святых довольно точно привязаны к тем или иным эпохам, сосуществуя с более реальными и исторически достоверными персонажами. Но жизнь святой Урсулы полна настоящих загадок и весьма условных средневековых реалий.
         Предполагается, что она родилась в 360-х годах и была дочерью короля Бретани, то есть родилась на территории современной Франции. В те времена условное место ее рождения относилось к государству франков. Согласно канонической легенде, она была воспитана набожной христианкой. И это первая странность ее истории, так как христианство франки приняли в эпоху правления Хлодвига в 496 году, и каким образом Урсула оказалась рожденной в католической стране более, чем на век раньше, чем это было в реальности, кажется не очень понятным.
         Когда она вошла в возраст, подходящий для замужества, к ней посватался сын короля Англии Конон, стопроцентный язычник. Это тоже очень странно, поскольку в соответствующую эпоху в Британии уже распространялось католичество с территории Ирландии. Так что в реальности, все было наоборот, и добрым католиком должен был быть английский принц, а не бретонская принцесса. Так что годы жизни Урсулы, которые иногда обозначаются в литературе как 360-е гг. – 383, судя по всему не имеют ничего общего с реальностью.
         Далее, если следовать канонической легенде, Урсула, не желая выходить замуж за язычника, начинает выставлять жениху целый список условий. Совсем отказаться от замужества и послать жениха назад на его остров Урсула не рискнула. Англия была более мощным королевством, и для Бретани ее отказ мог закончиться войной. Итак, Урсула заявила, что:
·        во-первых, будущий жених должен непременно креститься;
·        во-вторых, он должен отправить Урсулу в паломничество в Рим;
·        в-третьих, с ней должны отправиться десять девиц благородного происхождения;
·        в-четвертых, каждую из компаньонок должна сопровождать еще тысяча девушек;
·        в-пятых, все эти девушки, и компаньонки, и их сопровождающие должны быть девственницами.
      Обливаясь слезами на груди своего папочки, с которым Урсула не желала расставаться, она тем не менее мыслила довольно логично, и была абсолютно уверена, что никакой нормальный мужчина эти условия не примет. Но она жестоко ошиблась. Что-то в ней такое, вероятно, было, что принц Конон согласился абсолютно на все, что она от него требовала.
          Итак, английский принц обязался финансировать паломничество десяти тысяч одиннадцати девиц (10011) в Рим, причем это мероприятие должно было продлиться 3 года. Трудно сказать, каким образом во второй половине 4 века со всей Европы собрали такое количество молодых женщин для участия в весьма сомнительном со всех точек зрения предприятии, а еще более непонятно, каким образом удостоверились в их девственности. Неужели в таком важном деле положились лишь на устное заверение потенциальных паломниц, которые хотели на халяву попутешествовать по Европе. Впрочем, представить себе передвижные гинекологические кабинеты в Европе в эпоху раннего Средневековья еще более невероятно.
        Далее история еще больше удаляется от здравого смысла. В паломничество было решено отправиться по воде, что, в общем-то, логично, поскольку дороги в те времена практически отсутствовали, а там где можно было проехать, безопасность никто не гарантировал. Так что бедный принц Конон снарядил 10 трехвесельных кораблей, таких больших, что в каждый поместилась целая тысяча девиц. Масштабы этих кораблей вряд ли могли воочию представить себе люди эпохи Средневековья. Дело в том, что, например, на «Титанике» было 2224 человека, включая команду, обслугу и всех пассажиров всех классов. Чтобы тысяча человек разместились на судне с относительным комфортом, оно должно было быть размером примерно с половину «Титаника» (с учетом команды и обслуги), иначе несчастные девушки должны были всю дорогу стоять по стойке смирно не имея возможности лишний раз пошевелиться. Где принцу Конану удалось раздобыть десять таких кораблей, понять невозможно. Еще более непонятно, как они могли плавать по европейским рекам.
          Итак, толпа девственниц под предводительством Урсулы отправилась путешествовать. Маршрутпаломничества тоже был довольно странным. Тур начался в Галлии. Урсула, следуя воле Господа, для начала направила корабли в сторону порта Киэлла. Затем девушки добрались до Кельна и сошли на берег, видимо, чтобы немного передохнуть после крайне утомительного плавания. Там Урсуле явился ангел, который изложил дальнейшую программу действий. Следовало доплыть до Базеля (десять, ладно, пять, «Титаников» на Рейне), там  сойти с кораблей и пешком дойти до Рима.
        Разумеется, никому и в голову не пришло отступить от этого плана. Неизвестно только, рассказала ли Урсула своим спутницам, чем должно было закончиться их путешествие. Финал, который был уготован десяти тысячам девственниц, предполагал возвращение в Кельн и мученическую смерть.
       Но для начала девушки все же добрались до Рима. Там к ним присоединился и принц Конон, уже готовый принять крещение (Все же, что такое было в этой Урсуле, что ради нее мужчина пошел на такие жертвы?!) Его крестил лично папа римскийКириак. На самом деле, во время соответствующее условным датам жизни святой Урсулы, престол святого Петра занимал папа ДамасийI, который активно продвигал культ святых мучеников и особенно самого святого Петра, разрушая языческие памятники в Риме и воздвигая на их месте христианские храмы.
В крещении принц Конон получил имя Этерий. После посещения Рима Урсула, ее подруги, ее жених, а также папа римский Кириак, который решил сложить с себя сан и присоединиться к потенциальным мученицам, отправились назад в Кельн. В общем, судя по всему, Урсула как могла тянула со свадьбой.
        Они почти добрались до Кельна (легенда умалчивает, шли они назад пешком, или все-таки плыли на своих круизных лайнерах). И тут неожиданно случилось нашествие гуннов. Вообще, реальное нашествие гуннов, пожалуй, это единственное в данной истории, что относительно точно укладывается в хронологию. Оно случилось в 375 году, и в течении нескольких десятилетий племенной союз гуннов активно продвигался на запад из причерноморских степей, наводя ужал на средневековых обывателей.
          Итак, под городом Кельном толпа в десять тысяч девственниц, которых сопровождали всего двое мужчин, бывший папа римский и английский принц, столкнулась с толпой диких вооруженных мужиков. В рамках нормальной логики можно было бы предположить, что часть девиц стали бы пленницами и наложницами гуннов, а кому-то удалось бы сбежать или спрятаться от их назойливого внимания. В средние века женщина была слишком ценным военным трофеем, чтобы ее убивать, а уж ее вероисповедание в данном контексте вообще не волновало победителей.
        История же Урсулы приблизилась к своему трагическому финалу. Гунны почему-то были сильно возмущены принадлежностью девиц к христианству, а еще больше данным ими обетом безбрачия. И вместо того, чтобы попробовать их переубедить тем или иным способом (наверняка среди гуннов были симпатичные и харизматичные мужчины), гунны тупо их всех убили. Первым, впрочем, погиб Конон-Этерий, но это, по крайней мере логично. По одной из версий истории, гунны просто не смогли овладеть девицами, хотя и очень пытались. Последней гунны убили саму Урсулу, что и принесло ей ореол святости.
          Впрочем, среди ее спутниц все же была одна почти нормальная особа по имени Кордула. Ее сильно напугало побоище, и она заявила гуннам, что она вообще тут сама по себе мимо проходила. Они поверили и оставили ее в покое. Впрочем, на следующий день, как утверждают источники, Кордула устыдилась, открыла себя, и также была убита. И тоже оказалась причисленной к лику святых. Интересно, что датой ее смерти иногда указывают 305 год, а иногда 451.
После того как девственницы были убиты, в дело вмешались божественные силы, и постарались восстановить равновесие, уничтожив целиком войско гуннов. В итоге, обалдевшим жителям Кельна пришлось хоронить несколько десятков тысяч человек. А в Европе наметился очередной демографический провал.
          История святой Урсулы произвела сильнейшее впечатление на людей Средневековья. Церковь объявила ее святой мученицей за веру, а в 1535 году в Ломбардии был основан женской монашеский Орден урсулинок, который занимался призрением бедных и воспитанием девушек, и позднее распространил свое влияние на всю Европу.
Судя по всему, в основу легенды было положено сказание из германской языческой мифологии. Но по другой версии в истории святой Урсулы просматриваются отголоски реального избиения девушек гуннами при переправе через Рейн. Впрочем, это событие не имеет точной хронологической привязки.
        Святая Урсула часто становилась героиней живописных произведений особенно в эпоху Возрождения. Но самым известным является цикл из десяти (девяти по другой версии) полотенВитторе Карпаччо (Скарпаччо) «История святой Урсулы», который он выполнил для скуолы св. Урсулы в Венеции.Карпаччо перенес действие истории в Венецию и оставил очень реалистические изображения своего родного города конца 15 века.Вазари писал, что Карпаччо «…трудности этих живописных работ <…> сумел преодолеть так хорошо и с такой тщательностью и искусством, что завоевал имя весьма гибкого и опытного мастера».
          Урсулу традиционно изображают юной девушкой, держащей в руках стрелу (символ мученичества), корабль или посох странника, увенчанный христианским знаменем победы (красный крест на белом фоне). Ее статус бретонской принцессы подчёркивается короной и горностаевой мантией. Иногда на полотнах помещают бретонский герб с горностаем и английский герб с тремя львами, поднявшими правую переднюю лапу и повёрнутыми вправо.


 
Tags: женщины, истории, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Василий Тропинин. Портрет писателя Михаила Загоскина Писатель Михаил Загоскин отличался необыкновенным добродушием и наивностью. Хотя талант его…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. ИГРОКИ. 1852 Часть 2. Павел Федотов. Игроки. 1852 Ихарев. Добро пожаловать, господа, карты на столе. Утешительный (подходя к…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Петр Соколов. Портрет графини Софьи Бобринской. 1827 Графиня Софи Самойлова отличалась миловидностью и была прекрасно образована, однако, когда в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments