nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО:
В МУЗЕЙ ИЛИ НА ПОМОЙКУ

Часть 2.

        Первые игровые художественные формы, появляющиеся в начале 20 века, были связаны с возвращением искусства к реальному материальному предмету, своего рода «игровая реабилитация реальности». Искусство авангардизма, кубизма, абстракционизма фактически уничтожило вещь, предмет на холсте, а в новых видах искусства художники возвели на пьедестал реальные практические материальные объекты.
          Причин появления такого искусства было несколько:

  • бурное развитие в эту эпоху промышленного дизайна, в котором, зачастую участвовали те же самые художники-авангардисты, разрабатывавшие проекты для оформления бытовых предметов;

  • возрастающий интерес художников к вещи как таковой, а также некоторый страх перед типовыми тиражируемыми предметами;

  • активное использование индустриальных мотивов в искусстве конструктивизма;

  • развитие фотографии и кинохроники, и превращение их в искусство.

         Дальнейшее развитие подобного искусства особенно активно начинается в эпоху начала постмодернизма, в 1960-х-1970-х годах. Тогда появляются новые формы и способы самовыражения художников, уже совершенно не связанные с плоскостью холста, на который наносятся краски. Это энвайронмент, ассамбляж, аккумуляция, еще более активное развитие инсталляции и мобилей.
        Энвайронмент – название происходит от английского слова «окружение, среда». Эта форма искусства появляется в авангардистских движениях 1960-х-1970-х годов. Она предполагает создание некоей искусственной среды, которая должна окружать зрителя как среда естественная. Некоторые художники делают энвайронменты в виде имитации реальных интерьеров с фигурами людей, другие создают некую фантастическую или даже фантасмагорическую среду,  а третий тип энвайронментов предполагает создание игрового пространства, где зрители должны действовать определенный образом.
          Ассамбляж – это, в сущности, расширенный тип коллажа, созданный художниками-авангардистами в 1960-е-1970-е годы, который предполагает комбинацию различных предметов на плоскости или в пространстве. Художники могут включать реальные предметы в живописные произведения, могут создавать композиции исключительно из предметов промышленного производства, так называемых «готовых форм», к этому направлению относят и «падающие картины», когда предметы крепятся на вертикальной плоскости. Термин «ассамбляж» впервые был использован в 1961 году, когда в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась выставка «Искусство ассамбляжа», в которой участвовали известные мастера поп-арта.
         Аккумуляция – слово с французского языка переводится как накопление, нагромождение. Это одна из разновидностей ассамбляжа, которую изобрели художники авангардистской волны 1960-х годов. Художник, работая в технике ассамбляжа, собирает бытовые вещи, чаще всего однотипные, которые уже были использованы раньше, и выкладывает их в прозрачной коробке или закрепляет на специальном щите, создавая композиции, напоминающие рельеф. Когда такие предметы оказываются собраны вместе, они становятся ритмическими элементами единой абстрактной композиции.
          Отдельное место среди новых художественных форм ХХ века занимает кинетическое искусство, или кинетизм. Оно окончательно оформилось как самостоятельный вид художественного творчества во второй половине 1950-х годов. Но ему предшествовали опыты с движущимися объектами, которые осуществляли и авангардисты, и конструктивисты, в том числе и в России до и после революции, и дадаисты.

                 
    Кафе "Питтореск" на Кузнецком мосту               Георгий Якулов. Интерье кафе "Питтореск"

          Например, еще в 1917-21 гг. мастера русского авангарда В.Татлин, А.Лентулов, А.Родченко для оформления зала кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту в Москве (современный Дом Художника) соорудили мобиль, то есть передвижную композицию.
         Главная отличительная особенность кинетизма – это применение движущихся конструкций и элементов. Кинетическое произведение должно динамически преображаться, иногда эти действия должен производить зритель, а иногда – колебания воздушной среды. Самые распространенные варианты движущихся конструкций предполагают использование мотора или электромагнитных сил. В некоторых случаях возникает только иллюзия движения объекта благодаря меняющемуся освещению. Группа кинетистов появилась в 1960-х годах даже в Советском Союзе, она называлась «Движение».

     
             Группа "Движение"                                                        Кибернетический театр Льва Нусберга

          Следующим шагом в истории искусства можно считать такие произведения, в которых вообще нет ничего, что можно было бы поставить или повесить в выставочном зале. Это акционизм и концептуальное искусство.
         Акционизм – это обобщенное название целого ряда форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х годов. К акционизму относятся хэппенинги, перформансы, искусство процесса, искусство демонстрации. Представители акционизма считают, что художник не должен больше создавать статичные формы, а должен организовывать некие события, процессы, акции или даже провокации, вовлекая в них случайных или специально подготовленных людей. При этом хэппенингом называют событие, спровоцированное его инициаторами, которое разыгрывается на природе или в городской среде, куда вовлекают и случайную публику. Перформанс же – это короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед посетителями музея или галереи. Перформанс заранее планируют, он проходит по некоей программе, в отличие от менее организованного хэппенинга.
         Концептуальное искусство возникло в 1960-х годах. Его основная идея состоит в отказе воплощения художественной мысли в материале, то есть искусство сводится исключительно к «искусству в голове», к феноменам сознания. По мнению концептуалистов традиционные изобразительные формы только отвлекают от восприятия идеи, предложенной художником. Концептуалистские объекты существую исключительно в виде набросков, письменно или устно изложенных проектов, коротких фраз или пространных текстов. Короче говоря, по мнению концептуалистов, искусство нужно заменить идеей искусства.
          Можно подумать, что после всего этого искусство вообще кончилось, и больше говорить не о чем. Разумеется, это не так. Параллельно с этими формами художественного творчества продолжали существовать и другие, вполне традиционные и даже архаические. А это была всего лишь одна из многочисленных линий развития искусства ХХ века.

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment