Часть 1.
Одно из распространенных обывательских мнений об искусстве заключается в том, что если художник пишет странные картины, то у него точно проблемы с психикой. И очень часто некоторая доля истины в этом суждении действительно есть.
Вот и с Арнольдом Бёклиным, одним из по-настоящему культовых художников второй половины 19 века, одним из основоположников символизма и стиля модерн, действительно все было совсем не просто. Родился он в 1827 году в Базеле, в семье торговца тканями, который позднее переключился на недвижимость. Арнольд был третьим из восьми детей, так что лишних денег в семье не было, и когда он решил стать художником, его отец, мягко говоря, был не слишком доволен. Но вот поскольку некоторая доля артистической крови в семье присутствовала, так как мать художника состояла в отдаленном родстве с Гансом Гольбейном Младшим, то фрау Бёклин поддержала Арнольда в его желании учиться живописи.
В итоге, мать привлекла на свою сторону еще и друга семьи, а по совместительству школьного учителя Бёклина Вильгельма Вакернагеля, и в результате составленного заговора, отца удалось убедить отправить сына учиться в Академию художеств в Дюссельдорф. Это было в 1845 году. И тогда никаких отклонений в состоянии физического или психического здоровья Арнольда Бёклина никто не замечал. Он был нормальным молодым человеком невероятно большого роста и громадной физической силы.
Впрочем, кое-кто из его знакомых все же отмечал некоторые странности в его поведении, в частности, немотивированную вспыльчивость и резкие колебания настроения, но трудно сказать насколько они выходили за рамки чисто артистического темперамента. Была и еще одна странность в состоянии Бёклина, многие упоминали о его отвращении к письму (возможно, это была дислексия).Вообще, есть мнение, что по отцовской линии у художника была психопатическая наследственность.
После окончания учебы Бёклин мечтал съездить в Италию (авторитет итальянской школы тогда еще оставался непререкаемым), но денег у него хватило только на поездку по городам Северной Европы (хотя, тур Страсбург-Мангейм-Аахен-Брюссель-Антверп
Все было бы совершенно замечательно, но путешествие в Париж совпало с революционными событиями, которые охватили тогда многие европейские столицы, в том числе и французскую. Бёклин никакого отношения ни к каким революциям не имел, к тому же он в основном проводил время в Лувре, изучая его коллекцию, работы старых мастеров и современных художников (видимо революция совершенно не влияла на часы работы музея). Однако все, что происходило вокруг, здорово его испугало.
Люди по-разному реагируют на подобные экстраординарные события с трагическим уклоном. Кто-то может даже и вдохновиться новыми необычными впечатлениями, а добропорядочный швейцарец Арнольд Бёклин воспринял все эти социальные катаклизмы очень нервно. Есть свидетельства, что сначала у него испортился сон, а потом он начал страдать приступами сомнамбулизма. Его нервозность и резкие перепады настроения только усугубились.Короче, видимо, он испытал сильный стресс, а, возможно, и нервный срыв.
В 1849 году Бёклин вернулся в Базель, вероятно, надеясь, что привычная и стабильная обстановка родного города поможет ему успокоиться и восстановить душевные силы. Но там его словно поджидала очередная порция несчастий. Впрочем, началось все совершенно замечательно, поскольку Арнольд неожиданно встретил свою первую любовь, дочь бондаря Луизу Шмидт. Молодые люди обручились, а вот до свадьбы невеста не дожила, умерла молодой, красивой и невинной.
После смерти Луизы Бёклин уже не смог оставаться в Базеле. Видимо ему уже стало глубоко все равно, хватит у него денег на поездку в Италию, или нет, он собрал свое небогатое имущество и рванул в Рим. Там он провел семь лет, излечился от душевных ран, и нашел новую любовь в лице Анжелы Паскуччи, дочери стража Ватикана (кстати, и Луиза Шмидт и Анжела Паскуччи - девушки одного типа, темноволосые, полноватые, что говорит об определенных пристрастиях художника по части женской красоты).
Постепенно все стало налаживаться. Романтические отношения быстро закончились свадьбой (все же Бёклин был исключительно добропорядочен), и в 1854 году родился его первый сын Фриц, а затем и второй – Арнольд. Всего в семье к 1876 году родилось девять детей, и всех их Бёклин нежно любил. Он вообще был одним из тех немногих представителей художественного мира, кто сознательно избрал для себя традиционные семейные отношения безо всяких походов налево в поисках новых муз или острых ощущений.
Бёклин много раз менял место жительства: в 1859 году он перебрался в Мюнхен, затем в 1860 отправился в Веймар, преподавать в Художественной школе, через два года снова сорвался с места и вернулся в Италию, потом были Базель, Мюнхен, Флоренция, пока в 1892 году в возрасте 65 лет (выйдя, так сказать, на пенсию по состоянию здоровья) он не обосновался окончательно в собственном доме в Сан-Доменико-ди-Фьезоле. Оттуда в последние 9 лет своей жизни (а он умер в 1901 году) он только изредка выбирался во Флоренцию. Кстати, подобная склонность к постоянной перемене мест также может относиться к разряду психопатических аномалий.
Но во всех этих бесконечных переездах семья непременно его сопровождала, и постоянно беременная жена, и маленькие дети. Вероятно, художник вполне мог бы работать вахтовым методом, если уж так получилось, что он периодически находил либо преподавательскую работу, либо заказы в разных городах и даже в разных странах, а затем возвращаться к семье, которая могла бы жить постоянно либо в Базеле у его родни, либо в Риме у родственников жены. Но Бёклин обожал своих детей и, похоже, не представлял своей жизни без них: «…Я люблю улавливать сущность их натуры в движении. Я пристрастен к ним, пока они маленькие. Уже тогда в каждом из них видны характер, склонности индивидуальность… У меня много детей и много с ними радостных минут, но много и работы…»
К сожалению, с детьми были связаны не только радостные минуты. В 1868 году погибла семилетняя дочь Бёклина, Лаура. Судя по всему, это был несчастный случай (девочка неудачно упала и ударилась головой) из тех, которые невозможно предотвратить. Даже в наше время такие ситуации подчас оказываются смертельными. Смерть дочери Бёклин переживал очень тяжело. Судя по хронологии его жизни, несчастье случилось, когда семья жила на его родинев Базеле, и, видимо, именно трагедия заставила художника опять сорваться с места и отправиться в новую поездку, на сей раз в Мюнхен.
В Мюнхене Бёклин с семьей побывал два раза, и каждый из этих визитов оборачивался для художника проблемами со здоровьем. В первый раз, в 1859 году он заболел там тифом, но смог вылечиться. А вот во второй раз у него уже возникли проблемы с психикой, и это случилось как раз после смерти его дочери Лауры. По некоторым свидетельствам его близких и друзей (не имеющих, впрочем, документальных подтверждений) в это время он попал в лечебницу для нервнобольных.
Об этой болезни нет никаких достоверных сведений, но именно с ней связывают знаменитый автопортрет художника, где за его спиной находится смерть со скрипкой. Картину традиционно называют «Автопортрет со скрипкой Смерти» (1872), причем считается, что Смерть одновременно вдохновляет художника и напоминает ему о близости последнего часа.
С этим недугом связывают органическое поражение глаз у Бёклина, которое выразилось в некоторой степени цветовой слепоты. В частности, этим объясняется предпочтение оттенков ультрамарина, которое можно заметить в картинах художника, начиная с 1870-х годов. С этого же времени в настроении Бёклина снова начинают замечать резкие перепады, кроме того у него появляется патологическая недоверчивость по отношению к окружающим.
Немного позже выяснилось, что один из сыновей Бёклина имеет проблемы с психикой, так что молодой человек был помещен в психиатрическую лечебницу и провел там остаток своей жизни.
Продолжение следует…